Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Утверждены

Госналогслужбой РФ

14.01.1994 N ВЗ-6-05/17

ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ

ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Документальная проверка расчетов по налогу на добавленную стоимость производится работниками налоговых инспекций на предприятиях и в организациях по данным бухгалтерского учета и отчетности с использованием необходимых документов, имеющихся у плательщиков налога.

Проверке должны быть подвергнуты все данные в налоговом отчете, а именно: полнота отражения налога и стоимости реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг; налога и стоимости поступивших сырья, материалов, комплектующих и других изделий, топлива, товаров, работ и услуг, относимых на издержки производства, а также обоснованность сумм налога по основным средствам и нематериальным активам, подлежащих отнесению на расчеты с бюджетом.

У предприятий и организаций, осуществляющих экспортные операции, необходимо проверить:

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1 отменена в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39.

Нормы п. 23 Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1 соответствуют нормам п. 22 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39.

а) при экспорте непосредственно предприятиями - собственниками товаров собственного производства суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, израсходованных на производство экспортных товаров, и отраженные по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", засчитываются в уплату предстоящих платежей или возвращаются предприятиям - собственникам продукции в порядке, предусмотренном пунктом 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" <*>, при предъявлении ими в налоговые органы следующих документов, подтверждающих экспорт:

--------------------------------

<*> Далее по тексту - Инструкция N 1.

- контракта с инофирмой на экспорт продукции или приравненный к нему документ, подтверждающий факт совершения экспортной сделки;

- платежных документов на покупку материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных на производство экспортной продукции, в которых выделена сумма уплаченного налога;

- грузовой таможенной декларации, товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение грузом границы (коносамента, международной товарно-транспортной накладной о перевозках международным автотранспортом, международной авиационной накладной, железнодорожной накладной);

б) при экспорте товаров, приобретенных с налогом на добавленную стоимость, засчитываются в уплату предстоящих платежей или возмещаются из бюджета только суммы налога по материальным ценностям (работам, услугам), отнесенным (списанным) на издержки обращения, связанные с реализацией указанных товаров, при предъявлении в налоговые органы вышеперечисленных документов.

Проверка расчетов по налогу на добавленную стоимость производится в следующем, примерно, порядке:

1. Проверка перечня облагаемых оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и показанных в соответствующих графах и строках расчета по налогу на добавленную стоимость (в 1992 - 1993 гг.: для предприятий торговли и общественного питания - в графе 3 строки 3 расчета (Приложение N 2 к Инструкции N 1), для всех остальных предприятий - в графе 2 строки 7 расчета по НДС (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 1 к названной Инструкции от 31 августа 1992 г.); с 1 октября 1993 г.: для всех предприятий независимо от порядка исчисления НДС - в графе 3 строк 4 и 5 расчета по НДС (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 3 от 31 августа 1993 г.) должна установить, по всем ли реализуемым товарам (работам, услугам) имеются обороты в налоговом расчете.

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1 отменена в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39.

Приложения N 1 и 2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1 соответствуют Приложениям N 1 и 4 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39.

В первую очередь должно быть проверено соответствие показанной в расчетах суммы оборота данным бухгалтерского учета.

Для этого указанная сумма сличается с суммой, отраженной в главной книге по кредиту счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг), 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов", а также по данным журналов-ордеров 11 и 13, ведомостей 16 и 16а.

Для проверки общих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), показанных в налоговом расчете, также используются: выписки из расчетного (текущего) счета предприятия в учреждении банка, банковские и кассовые документы, ведомость реализации товаров и расчетов с поставщиками, счета, оплаченные покупателями, и другие бухгалтерские документы.

Показатели, отражаемые в расчетах по налогу на добавленную стоимость, представляемых к установленному сроку в налоговые органы, должны соответствовать также показателям, отражаемым в формах бухгалтерского отчета (в разделе Ш пассива баланса по строке 700 - форма N 1, по строкам 015 "Налог на добавленную стоимость" и 355 "Налог на добавленную стоимость причитается по расчету" формы N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании").

При обнаружении ошибок при составлении годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности плательщики НДС вправе произвести соответствующие уточнения в налоговых расчетах только в пределах установленного срока для их представления в налоговые органы, то предусмотренные действующим законодательством финансовые санкции к таким предприятиям не применяются.

В соответствии с пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров (выполнении работ, услуг) и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов.

В то же время Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.92 N 10 "Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" (пункт 70) метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) разрешено устанавливать самим предприятиям и организациям при принятии учетной политики на отчетный год исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.

В связи с этим, а также согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" уплата НДС в бюджет должна осуществляться:

- либо по мере поступления денежных средств за товары (работы, услуги) на счета предприятия (дебетуются счета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов реализации; 46 "Реализация продукции (работ, услуг) в части облагаемой продукции (товаров), выполненных работ и оказанных услуг по основной деятельности и прочих услуг на сторону"; 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" в части реализации (продажи), безвозмездной передачи основных средств; 48 "Реализация прочих активов" в части облагаемых оборотов по реализации принадлежащих предприятию ценностей, не упомянутых в пояснениях к счетам 46 и 47);

- либо по моменту отгрузки (сдачи) покупателям и заказчикам, т.е. по дате предъявления счета в банк на инкассо либо по дате передачи документов покупателю (заказчику) способом, предусмотренным договором (на сумму выставляемых счетов по продажной стоимости дебетуется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредитуются счета 46, 47, 48).

Аналитический учет по счету 46 ведется по каждому виду реализуемой продукции (товаров), выполняемых работ и оказываемых услуг в ведомостях: 16а "Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей" (используется при определении выручки по оплате), 16 "Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей" (используется при определении выручки по отгрузке) и 17 "Ведомость учета реализации продукции в порядке плановых платежей" при ведении журнально-ордерной формы счетоводства или в листке-расшифровке при ведении мемориально-ордерной формы.

При этом сумма НДС в указанных выше регистрах бухгалтерского учета должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов (поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков и реестров на получение средств с аккредитива).

По всем оборотам кредита счетов реализации (за исключением льготируемых оборотов) должны быть исчислены и получены в составе выручки суммы НДС в размере соответствующих ставок налога на добавленную стоимость.

Вопросу рассмотрения данных ведомостей должно быть уделено особое внимание, так как в случаях неотражения по счету реализации сумм выручки от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг по основной деятельности, включая суммы арендной платы и прочие обороты по реализации в установленном порядке, снижаются суммы НДС.

Путем детального рассмотрения ведомостей реализации представляется возможным выявить, в частности, такие факты, когда суммы, поступившие по частично оплаченным счетам, относятся не на счета реализации, а на счета расчетов с покупателями; также можно установить отдельные ошибки и неточности расчета размера НДС.

Например, каждой сумме выручки должна соответствовать сумма НДС. При отсутствии суммы НДС следует выяснить причину (кроме фактов льготируемых объемов реализации).

Особое внимание следует обратить на применение ставок НДС при расчетах российских предприятий, учреждений и организаций с хозяйствующими субъектами (впредь до особых указаний по применению ставок НДС):

- государств - участников СНГ (кроме республик Узбекистан, Беларусь и Украина) и Республики Молдова - 20%;

- республик Беларусь и Узбекистан - 25%;

- Республики Украина - 28%.

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом Госналогслужбы РФ от 21.06.1994 N ВЗ-6-05/218 определено, что при применении ставок НДС при расчетах российских предприятий, учреждений и организаций за товары (работы, услуги), реализуемые хозяйствующим субъектам Украины, следует руководствоваться Письмом Минфина РФ N 47, Госналогслужбы РФ N ВЗ-4-05/55н от 14.04.1993.

При этом указанные ставки применяются независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 388 "О порядке формирования цен на энергоресурсы, поставляемые в государства - участники Содружества Независимых Государств, Азербайджанскую Республику, Республику Грузия, Латвийскую Республику, Литовскую Республику и Эстонскую Республику", поставки продуктов нефтегазопереработки в государства - участники СНГ, Азербайджанскую Республику, Республику Грузия осуществляются по внешнеторговым ценам, определенным исходя из средних мировых цен на энергоресурсы с пересчетом в рубли или национальные валюты по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации, по состоянию на 15 число месяца, предшествующего месяцу поставки. При этом в указанных внешнеторговых ценах учтены действующие на территории Российской Федерации налоги, сборы и пошлины. При исчислении НДС по этим поставкам следует руководствоваться письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.07.93 N ВЗ-6-15/241 "О порядке расчета размеров налога на реализацию горюче-смазочных материалов".

При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территорий государств - участников СНГ и Республики Молдовы, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается (см. письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 21.05.93 N ВЗ-4-05/75Н "О внесении дополнений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О применении Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1993 г. N 2011 "Об освобождении товаров, происходящих с территории Молдова, от обложения акцизами и налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации").

При расчетах торговых, торгово-закупочных, снабженческо-сбытовых предприятий и организаций с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ следует руководствоваться порядком, изложенным в письме Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.09.93 N 109, ВЗ-4-15/149Н "О налоге на добавленную стоимость при расчетах с хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств".

Приводится пример исчисления уплаты НДС по товарам, реализованным российским торговым предприятием в Республику Беларусь: приобретен товар за 120,0 тыс. руб., в т.ч. НДС - 20 тыс. руб., дооценивается товар (до ставки 25%) - 125,0 тыс. руб., реализуется товар за 200,0 тыс. руб., производится расчет НДС к уплате - [(200 - 125) х 16,67% : 100] + (125,0 - 120,0) = 17,5 тыс. руб. (20 : 120 х 100% = 16,67% - расчетная ставка НДС в Российской Федерации).

При документальной проверке особое внимание следует уделить также порядку расчетов с бюджетом по ввозимым импортным товарам.

По строке 3 в графе 5 налогового расчета (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 3 от 31 августа 1993 г. к этой Инструкции) предприятия показывают НДС, уплаченный таможенным органам предприятиями и организациями, закупающими импортные товары (продукцию) за счет централизованных и собственных валютных средств или по товарообмену и самостоятельно формирующими цены на импортные товары (продукцию) в соответствии с действующим порядком (см. письма Комитета Российской Федерации по политике цен и Министерства финансов Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 01-17/705-06,63 "Порядок расчетов и дотирования импорта при централизованных импортных закупках", Министерства финансов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по политике цен от 31 мая 1993 г. N 66 01-17/752-06 "О порядке учета НДС и акцизов при формировании цен на импортные товары (продукцию)", Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 1993 г. N 102 "О дотировании централизованных импортных закупок с 1 октября 1993 г.", Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 1993 г. N 115 "О дотировании централизованных импортных закупок с 1 ноября по 31 декабря 1993 года").

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1 отменена в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39.

Приложение N 1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.1991 N 1 соответствует Приложению N 1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39.

Надо иметь в виду, что к зачету по этой строке налогового расчета принимаются только суммы НДС в части реализованных товаров (продукции), а не все суммы, которые были уплачены при таможенном оформлении.

Реализация предприятиями импортных товаров непосредственно населению (в том числе своим работникам с расчетами через кассу) производится по свободным розничным ценам, сформированным исходя из свободных отпускных цен с учетом НДС и торговых надбавок, в которых учитываются реальные затраты предприятия по реализации импортных товаров, а также НДС в установленном порядке.

При превышении сумм НДС, относящихся к расходам по приобретению реализованного товара, над суммами налога, полученными от покупателей товаров, возникающая разница относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий, и из бюджета не возмещается.

В случае образования отрицательной разницы при применении для расчета цен коэффициентов пересчета таможенной стоимости в рубли на социально значимые товары эта разница относится на прибыль предприятий, закупивших эти товары, остающуюся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, и возмещению из бюджета на подлежит.

Проверяя правильность показанных в расчете по НДС облагаемых оборотов, инспектор обязан рассмотреть все сторнировочные записи в ведомости реализации товаров (работ, услуг) с целью предотвращения неправильного снижения оборотов и соответственно сумм налога.

Эти записи должны быть документально подтверждены, и проверяющий обязан проверить обоснованность сторнировочных записей.

Перерасчеты по НДС производятся только в тех случаях, когда в учете операции по возврату покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов), а также отказы заказчиков от ранее оплаченных работ (услуг) откорректированы по счету реализации и если при этом не истек годичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет.

При проверке первичных документов (расходные накладные на отпуск товаров, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом, отчеты кладовщиков и др.) необходимо выявлять случаи отпуска продукции по бартерным сделкам без включения ее в оборот по счету 46.

В этом случае необходимо проверить также правильность отражения выручки от товарообменных операций по счетам реализации (46, 47, 48). При этом имеет место отражение выручки товаров, поступивших в порядке товарообмена (по импорту), без пересчета на контрактную стоимость.

Согласно действовавшему порядку в 1992 году по экспортно-импортным операциям на бартерной основе предприятия в целях налогообложения исчисление покупной стоимости поступающих товаров производили исходя из их фактурной (таможенной) стоимости в иностранной валюте.

Пересчет фактурной стоимости, указанной в иностранной валюте, в рубли производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к оформлению грузовой таможенной декларации (см. письма Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.03.93 N 11-01-01, ЮУ-4-06/26Н "О порядке определения выручки от реализации и финансовых результатов при совершении внешнеэкономических операций" и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.02.93 N ЮУ-4-06/17Н "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций").

В 1993 году согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1993 г. N 114 "Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1993 год и о порядке его заполнения" при осуществлении предприятием закупок товаров по импорту (в том числе по товарообменным операциям) исчисление покупной стоимости поступающих товаров (материалов, полуфабрикатов, оборудования и пр.) производится исходя из их стоимости, предусмотренной в контракте (договоре) на дату оприходования на предприятии, таможенных платежей, транспортных расходов и прочих расходов по закупке и транспортировке.