IX. Содержание акта

78. По содержанию акт должен:

состоять из правовых норм;

соответствовать актам более высокой юридической силы;

соответствовать правилам русского языка.

79. Правовые нормы должны быть четко сформулированы, не допускать неоднозначное толкование, не содержать коррупциогенных факторов.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

80. Акт должен быть логически структурированным, не содержать внутренних противоречий между правовыми нормами.

Структурные единицы должны располагаться последовательно в зависимости от их содержания от общих положений к частным.

Деление акта на главы осуществляется в целях структурирования акта с учетом его объема и предмета регулирования.

Не рекомендуется выделять в отдельные главы положения, которые не имеют самостоятельного значения.

Глава, как правило, не должна состоять из одного пункта.

81. Акт не должен содержать необоснованного и излишнего дублирования положений актов законодательства Российской Федерации и актов органов, в том числе положений данного акта.

Положения, содержащиеся в утверждаемых актом документе (порядке, правилах, положениях, других документах), не должны дублировать название и преамбулу акта.

82. При подготовке акта должен быть использован официальный стиль изложения с применением императивных формулировок, отсутствием образных сравнений, повествовательных положений, жаргонных и просторечных понятий и определений понятий, не предусмотренных в актах более высокой юридической силы.

83. В акте не допускается включение определения понятий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (например, пункт 1 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункт 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

84. При формулировании предложений необходимо:

точно и лаконично выражать мысль;

избегать осложненных грамматических конструкций, препятствующих восприятию смысла (многочастных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; предложений, осложненных обособленными оборотами);

не использовать синонимы для обозначения одних и тех же понятий в целях исключения ошибок при правоприменении;

соблюдать последовательность изложения текста в соответствии с правилами русского языка.

85. Предложения необходимо употреблять в утвердительной и повествовательной формах (следует избегать использования условных предложений, вопросительных (за исключением случаев, когда в акте должны быть сформулированы вопросы), а также формулировок с двойным отрицанием (например, "не должен не содержать").

86. При использовании в тексте актов аббревиатуры (сокращения словосочетаний, образованных из первых букв слов) должны:

точно воспроизводить начальные буквы слов словосочетаний;

исключать двусмысленность и схожесть;

расшифровываться в тексте.

Например:

"Технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ)".

"1. Установить, что Димитровградский таможенный пост Самарской таможни (код 10412190) является таможенным постом, правомочия которого ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении:

1) делящихся и радиоактивных материалов, классифицируемых в товарных позициях 2612, 2844 и кодом 8401 30 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), а также иных товаров, содержащих в своем составе комплектующие, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС (далее - делящиеся и радиоактивные материалы);".

Употребление сокращенных наименований органов допускается, когда сокращенные наименования являются официальными (предусмотрены в законодательстве Российской Федерации).

Введение в тексте акта сокращенного наименования органа после полного наименования через слово "далее" является излишним.

Вместо сокращений "ФИО" или "Ф.И.О." следует использовать формулировку "фамилия, имя, отчество (при наличии)".

Слова "глава", "статья", "пункт", "подпункт", "абзац" в актах не сокращаются.

87. Для более удобного изложения последующего текста акта могут применяться сокращения, об этом указывается, как правило, непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания.

Например:

"1. Настоящий документ определяет требования к формату и объему предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотренных позициями 88 - 93 перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. 00000079.wmz 2326-р (далее соответственно - Перечень документов и сведений, Требования).".

88. Необходимо соблюдать единообразное указание дат и цифр по всему тексту акта.

89. В случае если внутри кавычек есть другие кавычки и эти кавычки закрываются после одного и того же слова, вторые кавычки не ставятся. Аналогичное правило распространяется и на скобки.

90. В акт не следует включать положения организационного внутриведомственного характера (например, поручения конкретным должностным лицам органов, составы комиссий, рабочих групп).

В случае необходимости такие положения могут быть оформлены в отдельном акте, не подлежащем направлению на государственную регистрацию в Минюст России.