Раздел I. Общие положения

1. В настоящем документе, являющемся методическими рекомендациями (далее - Схема), определяется типовая организационно-методическая схема рассмотрения налоговыми органами <1> документов по вопросам налогообложения имущества, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), форма которых утверждается ФНС России (далее - формализованные документы).

--------------------------------

<1> В Схеме под налоговым органом понимается управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, подчиненная ему налоговая инспекция, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10, иной налоговый орган, к полномочиям которых относится рассмотрение формализованных документов.

Схема не является нормативно-правовым актом, не содержит новых норм законодательства о налогах и сборах и его общеобязательных разъяснений, не препятствует непосредственному применению нормативных предписаний в значении, отличающемся от использованного в Схеме.

2. Налоговыми органами обеспечивается прием и рассмотрение следующих формализованных документов:

2.1. Сообщение о наличии у налогоплательщика - физического лица объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (форма по КНД 1153006 представляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса);

2.2. Сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (форма по КНД 1150099 представляется в соответствии с пунктом 2.2 статьи 23 Налогового кодекса);

2.3. Заявление о выдаче налогового уведомления (форма по КНД 1150084 представляется в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса);

2.4. Заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (форма по КНД 1150063 представляется в соответствии с пунктом 3 статьи 361.1, пунктом 10 статьи 396, пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса);

2.5. Заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (форма по КНД 1150064 представляется в соответствии с пунктом 3 статьи 361.1, пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса);

2.6. Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу (форма по КНД 1150076 представляется в соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 Налогового кодекса);

2.7. Заявление о прекращении исчисления транспортного налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства (форма по КНД 1150122 представляется в соответствии с пунктом 3.4 статьи 362 Налогового кодекса);

2.8. Заявление о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен (форма по КНД 1150136 представляется в соответствии с пунктом 3.5 статьи 362 Налогового кодекса);

2.9. Заявление о выдаче сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога (форма по КНД 1150120 представляется в соответствии с пунктом 5 статьи 363 Налогового кодекса);

2.10. Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога (форма по КНД 1150129 представляется в соответствии с пунктом 6 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса);

(в ред. письма ФНС России от 19.09.2023 N БС-4-21/11969@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.11. Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1150123 представляется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 382 Налогового кодекса);

2.12. Заявление налогоплательщика - российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1150121 представляется в соответствии с пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса);

2.13. Уведомление о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1150090 представляется в соответствии с пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса);

2.14. Уведомление о наличии на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, о площади части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (форма по КНД 1150137 представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 391 Налогового кодекса);

2.15. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (форма по КНД 1150038 представляется в соответствии с пунктом 6.1 статьи 391 Налогового кодекса);

2.16. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц (форма по КНД 1150040 представляется в соответствии с пунктом 7 статьи 407 Налогового кодекса);

2.17. Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (форма по КНД 1150075 представляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 408 Налогового кодекса).

3. Формализованные документы могут быть представлены в любой по выбору налогоплательщика налоговый орган, за исключением уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1150090), которое должно представляться в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса.

4. Налоговый орган, получивший формализованные документы, осуществляет в установленном порядке их входящую регистрацию.

В случае временного отсутствия режима ввода налоговых документов в автоматизированную информационную систему ФНС России, используемую для налогового администрирования (далее - АИС ФНС России), налоговый орган регистрирует формализованный документ в штатной системе электронного документооборота (далее - СЭД).

Формализованный документ составляется и представляется в налоговый орган в одном экземпляре. В случае необходимости подтверждения получения налоговым органом формализованного документа с изготовлением его копии сотрудник налогового органа непосредственно после приема формализованного документа осуществляет изготовление его копии, свидетельствует верность указанной копии в установленном порядке (в т.ч. пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", пункт 5.26 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов") и передает указанную копию заинтересованному лицу.

(абзац введен письмом ФНС России от 28.12.2023 N БС-4-21/16445@)

5. Ввод формализованных документов в АИС ФНС России обеспечивается ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в соответствии с Перечнем налоговых документов, подлежащих обработке в централизованных компонентах АИС ФНС России в филиалах ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.

Зарегистрированные формализованные документы передаются в структурное подразделение налогового органа, уполномоченное на их рассмотрение, не позднее пяти дней со дня их представления в налоговый орган, если иной срок не предусмотрен нормативно-правовыми актами, организационно-распорядительными документами ФНС России, вышеуказанным Перечнем.

6. В случае представления формализованных документов в налоговый орган, который не уполномочен их рассматривать по существу, указанный налоговый орган не позднее семи дней со дня приема формализованных документов обеспечивает их передачу для рассмотрения в уполномоченный налоговый орган.

В случае невозможности определения исходя из пункта 7 Схемы налогового органа, в который необходимо передать формализованные документы для их рассмотрения по существу, они направляются по СЭД для рассмотрения в налоговый орган, в котором налогоплательщик-организация состоит на учете по месту своего нахождения, либо налогоплательщик - физическое лицо состоит на учете по месту жительства.

7. Формализованные документы рассматриваются с использованием АИС ФНС России следующими налоговыми органами:

7.1. Формализованные документы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 - 2.8, 2.10 - 2.12, 2.14 - 2.17 пункта 2 Схемы, - налоговым органом по месту нахождения транспортного средства или недвижимого имущества, в отношении которого представлен соответствующий формализованный документ. При этом место нахождения указанного имущества определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Налогового кодекса;

7.2. Формализованные документы, указанные в подпунктах 2.3, 2.9 пункта 2 Схемы, - налоговым органом, получившим соответствующий формализованный документ;

7.3. Формализованный документ, указанный в подпункте 2.13 пункта 2 Схемы, - УФНС России по субъекту Российской Федерации, получившим соответствующий формализованный документ;

7.4. Иными налоговыми органами, если законодательством и (или) организационно-распорядительными документами ФНС России рассмотрение формализованных документов соответствующих видов отнесено к полномочиям указанных налоговых органов (например, межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам).

8. Структурное подразделение налогового органа, уполномоченного рассматривать формализованный документ соответствующего вида (далее - структурное подразделение), проверяет надлежащее составление формализованных документов в соответствии с требованиями к их составлению, предусмотренными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В случае несоблюдения установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации требований к составлению формализованных налоговых документов налоговый орган информирует об этом налогоплательщика (его уполномоченного представителя) в срок и в порядке, установленном Налоговым кодексом для рассмотрения формализованных документов соответствующих видов.

9. Формализованные документы рассматриваются в сроки, предусмотренные пунктом 4 статьи 52, пунктом 3 статьи 361.1, пунктами 3.1, 3.4, 3.5 статьи 362, пунктами 5, 7 статьи 363, пунктами 4.1, 8 статьи 382, пунктами 1.1, 6 статьи 386, пунктами 2, 6.1 статьи 391, пунктом 10 статьи 396, пунктом 5 статьи 397, пунктами 6, 7 статьи 407, пунктом 2.1 статьи 408 Налогового кодекса, или в иные сроки, предусмотренные нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. письма ФНС России от 19.09.2023 N БС-4-21/11969@)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях и в порядке, предусмотренных Налоговым кодексом или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, срок рассмотрения формализованных документов может быть продлен.

Типовая (рекомендуемая) форма уведомления о продлении срока рассмотрения налоговым органом формализованного документа (форма по КНД 1125026) приводится в приложении N 1 к Схеме.

Типовая (рекомендуемая) форма уведомления о продлении срока рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога (форма по КНД 1125367) приводится в приложении N 2 к Схеме.

10. В случае отсутствия в АИС ФНС России сведений о налогоплательщике, указанных в формализованном документе, налоговый орган незамедлительно сообщает об этом в налоговый орган по месту нахождения соответствующей организации или по месту жительства соответствующего физического лица, указанных в формализованном документе, для выполнения при наличии оснований учетных действий, актуализации сведений в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН) в отношении данного лица, в т.ч. с направлением запроса сведений в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса, если иной порядок рассмотрения формализованного документа не предусмотрен Налоговым кодексом.

В случае отсутствия в ЕГРН сведений об объектах налогообложения, указанных в формализованном документе, и (или) несоответствия данных сведений сведениям, имеющимся в АИС ФНС России, налоговый орган направляет запрос сведений в соответствии с пунктом 13 статьи 85 и положениями части второй Налогового кодекса с последующим принятием решения о проведении учетных действий в соответствии с пунктом 5 статьи 83, пунктом 8 статьи 84 Налогового кодекса.