Раздел 5. Ответственность образовательной организации по месту жительства и госпитальной школы. Ответственность родителей (законных представителей) ребенка, нуждающегося в длительном лечении

Раздел 5. Ответственность образовательной организации по месту жительства и госпитальной школы. Ответственность родителей (законных представителей) ребенка, нуждающегося в длительном лечении.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, а также соответствие подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. При необходимости обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, организуется в медицинских организациях или на дому.

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.

Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся во время их болезни не допускается.

Вместе с тем, несмотря на временное прекращение посещения занятий по состоянию здоровья, дети имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства.

Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию (госпитальную школу), которая организует его обучение на период, пока такой обучающийся по состоянию здоровья находится в медицинской организации и не может посещать образовательную организацию по месту жительства. В этом случае обе образовательные организации осуществляют совместную деятельность в рамках сетевой формы организации образовательного процесса.

Госпитальная школа создает специальные условия обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях, и осуществляет дополнительную к основным общеобразовательным программам индивидуализацию обучения данной категории детей с учетом особых образовательных потребностей, тяжести переносимого заболевания, психолого-педагогического сопровождения и рекомендаций лечащих врачей. Так же, как и образовательная организация по месту жительства, госпитальная школа несет ответственность за качество обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении в медицинской организации, обеспечивает реализацию образовательных программ с индивидуальным учетом психофизического состояния обучающегося в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Также госпитальная школа при реализации образовательных программ обеспечивает средствами образования медико-социальную реабилитацию детей-пациентов, которую организует медицинская организация.

Учитывая, что ребенок в медицинской организации является прежде всего пациентом, который в период нахождения в медицинском стационаре по-разному переносит заболевание и процесс лечения, госпитальная школа регулирует общий объем недельной учебной нагрузки каждого обучающегося с учетом текущего состояния здоровья, его ресурсных возможностей строго в соответствии с рекомендациями лечащих врачей и устанавливает соответствующие им приоритеты в формировании индивидуального учебного плана, форм и методов обучения, возможности объединения детей для обучения в группы или работы с ребенком индивидуально.

Госпитальная школа проводит учет образовательных результатов обучающегося в период его нахождения в медицинской организации.

При нахождении обучающихся 9 и 11 классов на лечении в медицинской организации госпитальная школа организует проведение государственной итоговой аттестации в соответствии с порядком, установленным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в медицинских организациях или на дому, обеспечивает орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится медицинская организация или проживает ребенок, нуждающийся в длительном лечении.

Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядки проведения ГИА) предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) в медицинских организациях, на дому. Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

При создании условий для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, а также для детей-инвалидов, страдающих от заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам в медицинских организациях, на дому, руководители и организаторы пункта проведения экзамена (далее - ППЭ) должны учитывать ряд особенностей, присущих указанной категории обучающихся:

отрицательную реакцию детей на резкие запахи (в том числе запахи парфюмерии и косметики);

необходимость регулярного проветривания комнаты, в которой проводится экзамен;

необходимость ношения медицинской маски (в ряде случаев дополнительных средств индивидуальной защиты) в помещении, в котором находится ребенок;

возможность срочного вывода ребенка из аудитории при ухудшении самочувствия или проведения необходимых медицинских процедур непосредственно в месте проведения экзамена.

С целью повышения информированности родителей (законных представителей) ребенка о процедуре проведения ГИА за 1 - 2 дня перед проведением экзамена администрации образовательной организации рекомендуется согласовать с родителями (законными представителями) ребенка следующие вопросы:

процедура проведения экзамена (время прихода руководителя и организаторов ППЭ, продолжительность экзамена, количество организаторов ППЭ, использование специального оборудования, в том числе: видеокамер, средств записи и воспроизведения аудиозаписи, компьютерной техники, оборудования для лабораторных работ, копировальной техники);

обеспечение в квартире (палате) рабочих мест руководителя и организаторов ППЭ;

недопустимость присутствия в квартире и комнате, в которой проводится экзамен, посторонних лиц;

подготовка комнаты (палаты), в которой проводится экзамен, в соответствии с требованиями к аудитории для проведения экзамена (отсутствие стендов, плакатов и иных материалов со справочно-познавательной информацией);

возникновение ситуаций, связанных с ухудшением состояния ребенка, которые требуют оказания ему медицинской помощи или приема лекарственных препаратов.

Также при указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.

По вопросам организации государственной итоговой аттестации обучающихся, переехавших в период ГИА из одного субъекта Российской Федерации в другой по уважительной причине (направление на длительное лечение в учреждение системы здравоохранения, смена места жительства), ранее Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были даны дополнительные разъяснения.

Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) указанных обучающихся должна проводиться организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации.

При выборе форм текущего контроля успеваемости следует особый акцент сделать на информирование родителей и ребенка о применяемой системе оценивания, обратив внимание не на текущую оценку, а на важность достижения поставленных совместно с ним целей обучения на каждом занятии. Вместе с тем не следует завышать оценки больным детям, так как в силу этого могут быть сформированы ложные представления о результатах обучения.

Каждое занятие с ребенком необходимо завершать рассмотрением достигнутого прогресса и оставшихся вопросов для работы, при этом следует избегать категоричных оценочных суждений.

По окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету. Данная справка является обязательной к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.

Длительное лечение, независимо от продолжительности свыше 21 дня, носит временный характер в жизни ребенка, и образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей. Более того, весь процесс обучения в период длительного лечения нацелен на возвращение ребенка (в период выздоровления и восстановления) в обычную школьную жизнь и подготовке к участию в совместном со здоровыми сверстниками процессе обучения и общению.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинской организации, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение. Руководителям образовательных организаций рекомендуется организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ между образовательной организацией и родителями (законными представителями) может заключаться договор об обучении (далее - договор об обучении). Примерные формы договоров об обучении утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями (законными представителями) ребенка определить документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и другом):

форму обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;

особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья, влияющие на организацию обучения;

способы, формы, каналы информирования родителями (законными представителями) образовательной организации о перемещении обучающегося в медицинские стационары и об иных образовательных организациях (госпитальных школах), осуществляющих его обучение непосредственно в детской больнице или иной медицинской организации;

необходимость информирования родителями (законными представителями) о текущих результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;

любые другие формы социальной поддержки больного ребенка со стороны образовательной организации, участников образовательного процесса.

Следует учитывать, что в ряде случаев по причине тяжелого заболевания ребенка его родители (законные представители) находятся в особом эмоциональном состоянии, связанном с переживаниями, дополнительными заботами, изменением уклада жизни семьи, необходимостью переезда в медицинский стационар, находящийся вне места жительства ребенка и его семьи, и многими другими изменениями. Внимательное отношение со стороны образовательной организации, поддержка образовательных устремлений больного ребенка, сохранение контактов с участниками образовательного процесса, гибкость в подходах к организации обучения ребенка в период его длительного лечения являются факторами, стабилизирующими и адаптирующими семью больного ребенка к изменившимся обстоятельствам жизни. Роль образовательной организации как социального института в этом значима, а ресурсы системы образования наряду с лечением помогают процессу выздоровления.

Рекомендуется тактичная социальная поддержка больного ребенка и его семьи со стороны образовательной организации при непосредственном решении вопроса о продолжении его обучения в период болезни. При этом необходимо помнить о конфиденциальности медицинской информации о ребенке, нуждающимся в длительном лечении.

Наличие сведений о том, что обучающийся образовательной организации находится на длительном лечении в медицинской организации вне места жительства, обязывает ее руководство осуществлять постоянное взаимодействие с образовательной организацией, которая реализует временное обучение ребенка в период нахождения на длительном лечении (принимать участие в выборе оптимальной образовательной программы с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей, осуществлять мониторинг полученных знаний и текущей успеваемости ребенка, оказывать информационную и методическую помощь педагогам). Это позволит обеспечить преемственность обучения после завершения лечения в медицинской организации вне территории постоянного проживания ребенка. При возвращении ребенка и продолжении лечения по месту жительства обучение ребенка в образовательной организации по месту жительства возобновляется. В этом случае организация обучения ребенка выстраивается с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей. Следует заметить, что образование детей после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Также Федеральным законом N 273-ФЗ предусматривается, что обучение детей, нуждающихся в длительном лечении по адаптированной основной общеобразовательной программе, может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и на основании рекомендаций ПМПК.

В силу особенностей психофизического развития детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательная программа должна дополняться психологической и педагогической коррекционной работой, мероприятиями по социальной адаптации и формированию жизненных компетенций.

При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, выборе формы обучения, комплектации группы, времени проведения и длительности занятий, объема педагогической нагрузки, педагогам следует учитывать санитарно-эпидемиологические требования медицинской организации и рекомендации лечащих врачей.

После выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в ПМПК для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения. Также право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок.

Таким образом, организация обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, требует индивидуального подхода в выборе образовательных условий, формы и содержания, а также эффективного междисциплинарного взаимодействия.

Рекомендуется обратить внимание руководителей образовательных организаций на необходимость наличия в локальных нормативных актах положений об обучении ребенка на дому или в медицинской организации с актуализацией на сайте образовательной организации порядка действий родителей (законных представителей) обучающихся в случае их длительного лечения и отсутствия в образовательной организации по уважительной причине.

Отсутствие в образовательной организации по месту жительства ребенка информации о порядке действий его родителей (законных представителей) при нахождении обучающегося на длительном лечении ведет к социальной дезадаптации ребенка и его семьи, формированию представлений о том, что длительное лечение прерывает планы личного развития и может привести к потере социального окружения, проявлению тревоги и различных страхов. Именно руководитель образовательной организации при обращении родителей (законных представителей) о нахождении ребенка на длительном лечении, а в ряде случаев в инициативном порядке при отсутствии ребенка в школе по причине болезни обязан объяснить все возможные варианты продолжения получения ребенком образования в образовательной организации с акцентированием внимания на позиции, что школа приложит все усилия для поддержки образовательных и социальных устремлений своего ученика в период длительного лечения.

При госпитализации ребенка в медицинский стационар, в котором отсутствует госпитальная школа, органы местного самоуправления муниципальных округов, муниципальных районов и городских округов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, обязаны организовать научно-методическое и методическое сопровождение деятельности по запросу образовательной организации по месту постоянного проживания ребенка, в которую он зачислен, по вопросам госпитальной педагогики в соответствии с данными Разъяснениями с привлечением госпитальных школ и соответствующих научно-методических и методических структур, осуществляющих свою деятельность в субъекте Российской Федерации.

При организации обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, родители (законные представители) обязаны проинформировать образовательную организацию по месту жительства о факте госпитализации и подать заявление о необходимости перехода ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану в связи с болезнью. Учитывая тот факт, что госпитализация часто сопровождается внезапным отъездом семьи в другой город или регион, вышеуказанную информацию родители (законные представители) могут направить на официальный электронный адрес образовательной организации по месту жительства или другим удобным для них способом.

Сотрудники образовательной организации по месту жительства ребенка должны помнить о неразглашении сведений конфиденциального характера, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 и которые стали им известны в процессе осуществления трудовой функции, и сведений об обучающихся, составляющих врачебную тайну (статья 13 Федерального закона от N 323-ФЗ), в том числе другим работникам образовательной организации.

Кроме того, родителям (законным представителям) ребенка при наличии в медицинском стационаре госпитальной школы, следует сообщить в образовательную организацию по месту жительства контактные данные госпитальной школы: это позволит образовательным организациям оперативно обсудить возможные варианты взаимодействия в интересах ребенка.

Непосредственно в госпитальную школу родителям (законным представителям) ребенка необходимо обратиться с заявлением о приеме ребенка на обучение и для заключения договора об обучении по образовательным программам, необходимым для полноценного развития ребенка. При наличии у родителей (законных представителей) обучающегося заключения центральной или территориальной ПМПК и/или индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида следует предоставить копии документов в учебную часть госпитальной школы: это позволит педагогическим работникам точнее составить индивидуальный учебный план ребенка с учетом рекомендаций компетентных структур, оценки его текущего психофизического состояния, особых образовательных потребностей и медицинских нужд.

Как участники образовательных отношений, родители (законные представители) участвуют в согласовании индивидуального учебного плана, оперативно информируют образовательную организацию об изменениях, происходящих с ребенком в период лечения и влияющих на возможность ребенка учиться, обсуждают и согласовывают приоритеты обучения с самим ребенком и учебной частью госпитальной школы. При возникновении условий для увеличения или уменьшения нагрузки индивидуальный учебный план подлежит корректировке и повторному согласованию.

Родители (законные представители) детей, нуждающихся в длительном лечении, и сотрудники образовательных организаций по месту жительства и госпитальной школы обеспечивают создание комфортной и доверительной атмосферы взаимодействия, являющейся неотъемлемой частью полноценной образовательной среды, и способствующей скорейшему выздоровлению ребенка.

Указанные меры позволят обеспечить преемственность и непрерывность обучения после завершения лечения в медицинской организации вне территории постоянного проживания ребенка.