Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение права ребенка на получение качественного и доступного образования в период длительного лечения в медицинских организациях

Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение права ребенка на получение качественного и доступного образования в период длительного лечения в медицинских организациях.

В международной практике обучения детей с особыми образовательными потребностями вопрос организации доступного качественного образования базируется на положениях международных актов, принятых в период с 1948 по 1989 и последующие годы ООН, ЮНЕСКО и ратифицированных в большинстве стран мира.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно российскому законодательству в сфере защиты прав детей каждому ребенку вне зависимости от каких-либо обстоятельств гарантированы повсеместная доступность и бесплатное получение качественного образования. Создание условий, отвечающих особым образовательным и медицинским потребностям ребенка, особенно находящегося в трудной жизненной ситуации (на лечении вдали от постоянного места жительства, с прерыванием процесса обучения и другое), - одна из приоритетных задач государственной политики в области охраны детства. С этой целью при поддержке федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти в медицинских стационарах создаются госпитальные школы, обеспечивающие реализацию основных общеобразовательных и (или) дополнительных программ для детей, нуждающихся в длительном лечении. Таким образом, деятельность госпитальной школы на территории медицинского стационара и самой медицинской организации в этом направлении нацелены на реализацию конституционного права ребенка на получение доступного и качественного образования. Перечень основных нормативных правовых актов, которые использованы при подготовке Разъяснений содержится в Приложении 1 к Разъяснениям.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) государственные гарантии реализации права каждого человека на образование в Российской Федерации обеспечиваются путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих условий для его получения.

Во исполнение пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Минпросвещения России утверждены нормативные правовые акты, определяющие порядок регламентации и осуществления образовательной деятельности и содержащие нормы в отношении получения образования детьми (воспитанниками), нуждающимися в длительном лечении:

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательными программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

В соответствии с вышеуказанными порядками организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным и дополнительным программам, обучение обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, организуется по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Статьей 41 Федерального закона N 273-ФЗ установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом межведомственного характера взаимодействия по данному вопросу рекомендуется принятие указанного нормативного правового акта высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (на начало 2023 г. такой Порядок принят в 35,3% субъектах Российской Федерации) или совместного нормативного правового акта уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования и охраны здоровья (принят в 7% субъектов Российской Федерации).

Учитывая, что в российском законодательстве категория детей, имеющих различные медицинские нужды, включены в разные группы и по разным основаниям, следует актуализировать понятие "дети, нуждающиеся в длительном лечении" (Приложение N 2 к Разъяснениям).

Действие Разъяснений распространяется исключительно на категорию детей, нуждающихся в длительном лечении, и находящихся в медицинских стационарах и на дому. На детей, имеющих медицинские нужды, находящихся под периодичным медицинским наблюдением и обучающихся в образовательных организациях и вне образовательных организаций, действие Разъяснений не распространяется. В 2021 году Министерством просвещения Российской Федерации было выпущено письмо о направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.

Важно понимать, что в категорию детей, нуждающихся в длительном лечении, могут входить дети с разными статусами, закрепленными в нормативных правовых документах Российской Федерации: прежде всего, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации") и дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (Федеральный закон N 273-ФЗ). Соответственно, выстраивая индивидуальные учебные планы детей, образовательным организациям следует продумать персональный подход к каждому обучающемуся с учетом его предыдущего социального опыта и вновь открывшихся жизненных обстоятельств, объективно нарушивших привычную жизнь ребенка и членов его семьи.

В нормативных правовых актах в отношении детей, нуждающихся в длительном лечении, применяются следующие статусы и связанные с ними понятия:

ребенок-инвалид - лицо до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

обучающийся, нуждающийся в длительном лечении, - обучающийся, осваивающий основные общеобразовательные и (или) дополнительные программы, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинских организациях или на дому.

В практике работы образовательных организаций обучающийся, нуждающийся в длительном лечении, может быть отнесен как к одному статусу, так и одновременно ко всем вышеуказанным. Также длительность его лечения определяется не количеством дней нахождения в отдельной медицинской организации, а всем периодом лечения заболевания в медицинских организациях, который не позволяет ему систематически посещать образовательную организацию по месту жительства.

Не каждый ребенок, нуждающийся в длительном лечении, является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью, однако для каждого такого ребенка совместно образовательными и медицинскими организациями необходимо создать условия для реализации конституционного права ребенка на образование и полноценного образовательного процесса в условиях длительного лечения в медицинской организации:

обеспечить реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

создать полноценную образовательную среду в условиях медицинского стационара, способствующую актуальному развитию ребенка, в том числе обеспечивающую социальную реабилитацию средствами образования, мотивирующую к жизнедеятельности и скорейшему выздоровлению;

обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка и членов его семьи с учетом особых медицинских и образовательных потребностей в период длительного лечения, тяжести переносимого заболевания и особенностей текущего состояния здоровья, отставания от школьной программы по причине болезни, трудностей в обучении, неблагоприятных социальных условий.

Образование детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В случае, если обучение ребенка осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность - образовательной организации по месту жительства или госпитальной школе (по месту жительства и вне места жительства) - реализация образовательных программ может проходить в очной, заочной, очно-заочной формах. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Занятия могут проводиться на дому (стационар на дому) и в медицинских организациях (круглосуточный стационар, дневной стационар, организация, осуществляющая медицинскую реабилитацию или санаторно-курортное лечение).

В случае, если обучение ребенка осуществлялось вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, родители (законные представители) вправе продолжить обучение ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в форме семейного образования или самообразования (может быть организовано на уровне среднего общего образования). В таком случае, когда период длительного лечения будет совпадать с периодом промежуточной, итоговой и/или государственной итоговой аттестации, а состояние здоровья ребенка позволит выдержать дополнительную к лечебной нагрузку, родители (законные представители) могут обратиться в госпитальную школу или другую образовательную организацию по своему выбору для сдачи ребенком экзаменационных или контрольных работ.

Получение образования детьми, нуждающимися в длительном лечении, в семейной форме или самообразования может также сочетаться с получением образования в госпитальной школе. В этом случае образовательная организация, в которую обратился родитель (законный представитель) ребенка, нуждающегося в длительном лечении, разрабатывает индивидуальный учебный план с учетом заявленной формы, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона N 273-ФЗ родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, должна быть оказана методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь без взимания платы в тех образовательных организациях (в том числе и в госпитальных школах), где созданы соответствующие консультационные центры, обеспечение которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В свою очередь категория детей, нуждающихся в длительном лечении, также неоднородна.

Первая группа - это дети с хроническими соматическими заболеваниями, проходящие лечение в онкологических, гематологических, иммунологических медицинских центрах, центрах трансплантологии и пересадки органов, туберкулезных диспансерах и других.

Как правило, такие дети обучаются по основным общеобразовательным и дополнительным программам в различных образовательных организациях. Однако в период тяжелого и длительного лечения привычные условия освоения образовательных программ недостаточны: требуется их адаптация к текущему психофизиологическому состоянию ребенка и их оперативная корректировка при необходимости.

Вторая группа - это дети, имеющие психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы. Образовательный процесс такой категории детей строится на принципах и содержании коррекционной педагогики и специальной психологии, а обучение, как правило, ведется в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как для детей с хроническими соматическими заболеваниями, так и для детей, имеющих психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, требуется специально подготовленные педагогические работники (тьюторы), готовые реагировать на изменения психофизического состояния ребенка и умеющие оперативно адаптировать содержание урока в зависимости от самочувствия ребенка. Кроме того, требуется поддержка специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Особенно важной становится поддержка этих специалистов для детей, составляющих третью группу, детей, пострадавших в ходе терактов и военных действий. Необходимо сформировать целостную систему мероприятий, направленных на оптимизацию актуального эмоционального состояния пострадавших детей, а также членов их семей, обеспечить снижение рисков возникновения негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающую как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, а также их близких. Кроме того, следует предусмотреть индивидуальное психологическое консультирование и оказание информационно-психологической поддержки членам педагогического коллектива, работающего с данной категорией детей.