Раздел 8. Педагогические кадры, осуществляющие обучение детей, нуждающихся в длительном лечении

Раздел 8. Педагогические кадры, осуществляющие обучение детей, нуждающихся в длительном лечении.

Родителям необходимо знать и видеть, что их больной ребенок вовлечен в обычную школьную жизнь. Это помогает справиться с каждодневными требованиями, которые предъявляет болезнь ребенка. Ключевую роль в этом процессе играет подготовленный к работе с таким ребенком педагог.

Каждый педагог, участвующий в жизни ребенка, нуждающегося в длительном лечении в медицинских организациях, постоянно находится в ситуации неопределенности ежедневных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей в медицинских стационарах и связанных с этим педагогических решений. У госпитального педагога на первый план в профессиональной деятельности выходит способность к предадаптации - существующей готовности в любой момент к встрече с непредсказуемыми ситуациями и быстрыми изменениями. Госпитальные педагоги независимо от базовой педагогической квалификации должны иметь тьюторские компетенции по сопровождению индивидуальных программ обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, использовать специальные методы и средства обучения, иметь дополнительные знания по психолого-педагогическому сопровождению, стратегиям коммуникации с больным ребенком, членами его семьи и медицинским персоналом. Ребенок, получающий лечение, находится под действием терапии, оказывающей в большинстве случаев влияние на его когнитивные функции и образующие соответствующие дефициты. От понимания педагогической командой госпитальной школы состояний ребенка и его возможностей зависит достижение планируемого результата в обучении и воспитании.

Образовательная организация, осуществляющая свою деятельность на базе медицинской организации, либо образовательная организация, специально созданная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, либо специализированное структурное образовательное подразделение медицинской организации, как правило, имеет специально подготовленный для работы с длительно болеющими детьми состав педагогических работников, который систематически повышает свою квалификацию.

При организации обучения такого ребенка на дому или в стационаре рекомендуется образовательной организации, закрепленной за территорией, на которой проживает обучающийся, и руководителям образовательных организаций организовать предварительную специальную подготовку педагогов, направленную на понимание ими особых образовательных потребностей конкретного ребенка и форм взаимодействия с ним в процессе его длительного лечения.

С этой целью с учетом тщательного анализа сложившейся ситуации и контингента обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в субъекте Российской Федерации возможно создание образовательной организации - ресурсного центра по вопросам обучения таких детей, который мог бы оказывать консультационную поддержку педагогам образовательных организаций, работающих с больными детьми, а также информационную поддержку их родителям (законным представителям).

При участии флагманской площадки Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" в Москве (ГБОУ Школа N 109, Департамент образования и науки города Москвы) были открыты программы магистратуры педагогической и психолого-педагогической направленности в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом университете, а также программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) в Московском городском педагогическом университете, Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена. Для слушателей всех программ предусмотрена педагогическая практика в госпитальных школах. Набор слушателей происходит ежегодно, с условиями и правилами приема можно ознакомиться на сайтах вышеуказанных вузов.

В госпитальных школах, в которых одномоментно обучаются свыше 200 обучающихся рекомендуется создать постоянный штат госпитальных педагогов, в иных случаях - необходимый постоянный штат педагогов по организации процесса обучения в стационаре с периодическим привлечением педагогов имеющих сочетанную нагрузку как в госпитальной школе, так и с другими обучающимися в самой образовательной организации, в структуру которой входит госпитальная школа. Исходя из положительного опыта организации образовательного процесса для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и дополнительные программы, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях, в ряде субъектов Российской Федерации рекомендуется введение в штат образовательных организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей в медицинских организациях, 1 - 3 штатных единиц тьюторов, в обязанности которых входит взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся и лечащими врачами по вопросам согласования индивидуальных учебных планов и составления расписаний занятий, а также координации работы педагогов. Такое решение позволяет в максимально короткий срок учитывать при организации учебного процесса изменения, связанные с состоянием здоровья детей и особенностями проводимого лечения, и минимизировать количество отмененных по медицинским причинам занятий.

Именно тьютор образовательной организации, работающий в медицинском стационаре, составляет КИОП ребенка, в которой отражаются нужды, связанные с передвижением, усаживанием и подъемом, утомляемостью и седацией; требования к режиму питания, приему лекарств, физической активности; ограничения, связанные со зрением, слухом, состоянием памяти, речи, графомоторных навыков и другое.

В КИОП ребенка важно отразить и описать процедуры, которым педагогам необходимо следовать в любых предполагаемых критических ситуациях (например, в случае приступа или сильного ухудшения состояния здоровья ребенка во время занятия). Также в КИОП должны быть отражены санитарные нормы и правила, ограничения, которые обязан соблюдать педагог при встрече с ребенком и проведении занятий, а именно: использование медицинского халата и маски, обработка рук и средств обучения антисептиками, ограничения на использование парфюмерных средств, которые могут вызвать аллергические или рвотные реакции ребенка, и другое.

Деятельность педагога в госпитальной школе отличается от деятельности педагога в общеобразовательной организации по месту жительства. Связано это, в первую очередь, со спецификой деятельности медицинской организации, в которой располагается госпитальная школа, а также с особенностями лечения детей, нуждающихся в длительном лечении, течения заболевания. Для эффективной организации собственной деятельности и оптимальной работы с детьми педагоги для работы в госпитальной школе должны пройти соответствующую подготовку.

В своей деятельности педагог госпитальной школы должен:

соблюдать внутренний распорядок медицинской организации и требования, связанные с соблюдением утвержденного в медицинской организации плана профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе соблюдать сроки вакцинации, предусмотренные национальным календарем профилактических прививок;

неукоснительно выполнять санитарно-гигиенические требования и правила, касающиеся одежды и внешнего вида (минимум косметики и парфюмерии, использование медицинских масок и специальной одежды (бахилы, халаты, обувь, которую можно обрабатывать дезинфицирующими средствами), обрабатывать руки спиртосодержащим кожным антисептиком) и другое;

соблюдать врачебную тайну в отношении ребенка, нуждающегося в длительном лечении (нераспространение информации о диагнозе, характере заболевания и месте нахождения больного ребенка);

По требованию медицинских организаций санитарно-эпидемиологические требования к работникам госпитальных школ могут изменяться и включать в себя прохождение педагогическими работниками дополнительных исследований.

С учетом особенностей работы, связанных с проведением образовательного процесса в медицинских организациях, и повышенных требований к работнику в части соблюдения санитарно-эпидемиологических и медицинских требований, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется утвердить перечень должностей педагогических и иных работников, непосредственно участвующих в организации образовательного процесса и реализации основных и дополнительных образовательных программ, дающих право на дополнительную оплату труда за работу с детьми, нуждающимися в длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. Также следует учесть, что ранее совместным приказом ряда органов государственной власти был утвержден Перечень должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, куда входят учителя и педагоги дополнительного образования. В связи с этим следует разделить педагогический штат, который осуществляет работу в инфекционных медицинских стационарах и иных стационарах, не смешивать его при работе с детьми с различными заболеваниями.

При формировании примерных положений об оплате труда работников общеобразовательных организаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется устанавливать надбавку педагогам к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за работу в медицинских учреждениях с детьми, нуждающимися в длительном лечении, на индивидуальном обучении на дому, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особые условия труда и ограничения, связанные с выполнением повышенных санитарных требований по отношению к требованиям к педагогическому составу общеобразовательных организаций, а также особую эмоционально-психологическую нагрузку при работе с длительно и тяжело больными детьми и членами их семей.

Кроме этого, может устанавливаться почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений при оплате часов педагогической работы, выполненные учителями при работе с детьми, нуждающимися в длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации.

Ранее Минобрнауки России рекомендовало включать в оплату труда педагогов выплаты компенсационного характера за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за осуществление индивидуального и группового обучения детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.

Компенсационные выплаты устанавливаются законами, постановлениями высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, локальными актами учреждений в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников республиканских, краевых, областных, муниципальных учреждений или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральным законодательством.

При формировании фонда оплаты труда образовательной организации устанавливаются повышающие коэффициенты при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.