1. Общие положения

1.1. Технология автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Технология) определяет порядок взаимодействия информационных систем при начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (далее - плата за простой в перевозочном процессе) и платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за простой вне перевозочного процесса).

1.2. Случаи нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, в которых предусмотрено начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного определены федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство) утверждены приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года N 127-т/1.

1.3. Фиксация оплачиваемого нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - простой) и автоматизированного начисления соответствующей платы возможна в случаях и порядке, установленных договором между ОАО "РЖД" и клиентом.

1.4. Конкретные факты (обстоятельства) фиксации простоя вагонов определяются в соответствии с положениями:

- Устава;

- Тарифного руководства;

- Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 года N 374;

- Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучатели и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных приказом Минтранса России от 27 июля 2020 года N 256 (далее - Правила перевозок грузов);

- отдельных договоров, заключенных между ОАО "РЖД" и иностранными перевозчиками (железными дорогами);

- Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 года N 1180 (далее - Правила перемещения);

- единого договора об оказании транспортных услуг ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 28 марта 2016 года N 525/р;

- Технологией оказания услуги по размещению груженых и/или порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 13 апреля 2022 года N 1013/р;

- Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 года N 2827р (далее - Регламент 2827р);

- Технологии взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации перемещения порожних грузовых вагонов с припортовых железнодорожных станций, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14 июня 2016 года N 1144р;

- Технологии оказания услуги по согласованному с ОАО "РЖД" нахождению порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2015 года N 3200р (далее - Технология 3200р);

- Порядка действий работников ОАО "РЖД" при оформлении документов с целью возмещения (компенсации) расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, инцидентов с опасными грузами, возникших по вине грузоотправителей, а также при взыскании штрафов (неустоек) в случаях искажения сведений в транспортной железнодорожной накладной и превышения грузоподъемности вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 5 марта 2022 года N 554/р (далее - Порядок 554р).

1.5. Установление фактов простоя производится в Едином автоматизированном ресурсе мониторинга и управления рисками нарушения сроков доставки грузов и порожних вагонов нового поколения (далее - ЕАСАПР СД НП) во взаимодействии со следующими автоматизированными системами:

автоматизированной системой оперативного управления перевозками (далее - АСОУП); автоматизированной системой управления местной работой (далее - АСУ МР);

единой автоматизированной системой актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок нового поколения (далее - ЕАСАПР М НП);

автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (далее - АС ЭТРАН);

автоматизированной системой управления станциями (далее - АСУ СТ).

1.6. Источниками автоматизированной информации для фиксации фактов простоя в ЕАСАПР СД НП являются:

АСОУП:

о прибытии вагонов на железнодорожную станцию;

об отправлении вагонов с железнодорожной станции;

АСУ МР:

о подаче вагонов на железнодорожные пути общего и необщего пользования;

о завершении грузовых операций на местах общего пользования;

о нормативах грузовых операций на местах общего пользования;

ЕАСАПР СД НП:

об отставлении грузовых поездов от движения;

о подъеме грузовых поездов;

ЕАСАПР М НП:

об обнаружении и исправлении коммерческих неисправностей;

о невозможности приема грузовых поездов на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования;

о нарушении технологических нормативов переработки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;

об отказе получателей от порожних вагонов, прибывших под погрузку;

о подаче вагонов на железнодорожные пути и с путей зон таможенного контроля;

о выводе вагонов на железнодорожные пути общего пользования припортовых станций без перевозочных документов;

о размещении на станции задержки вагонов (контейнеров) в перевозочном процессе по договору;

АСУ СТ:

об оформлении памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45ВЦ;

о передаче информационного сообщения о временной отстановке (бросании);

- АС ЭТРАН:

об оформлении комплекта перевозочных документов при переадресовке;

о согласовании запроса-уведомления на перевозку порожних грузовых вагонов;

о наличии договоров и заявок отправителей или получателей на размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в перевозочном процессе;

о наличии договоров и заявок операторов железнодорожного подвижного состава на отстой порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования вне перевозочного процесса, об оформлении накладных с отметкой "в отстой"/"из отстоя";

о наличии договоров, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента, включая данные по технологическим нормам на погрузку грузов в вагоны и выгрузку грузов из вагонов на местах общего пользования;

о подаче уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке;

о передаче уведомления о времени подачи вагонов;

о подаче уведомления о готовности вагонов, контейнеров к приему/о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования;

о нормативах переработки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

ЦД и ЦФТО вправе определить иные факты, необходимые для фиксации простоя и требующие автоматизированного учета в одной из указанных систем.

1.7. Оформление обстоятельств (фактов) простоя производится линейными работниками дирекций управления движением путем составления актов общей формы с использованием ЕАСАПР М НП.

1.8. Формирование учетных документов и начисление платы за простой вагонов в перевозочном процессе и платы за простой вагонов вне перевозочного процесса производится агентами системы фирменного транспортного обслуживания (далее - агент СФТО) с использованием АС ЭТРАН.

1.9. Ведение претензионной работы по вопросам неправомерно взысканной платы за простой (входящие претензии) и ведение претензионно-исковой работы по отказам от внесения платы за простой (исходящие претензии) осуществляется работниками территориальных центров фирменного транспортного обслуживания с использованием автоматизированной системы претензионной работы системы фирменного транспортного обслуживания нового поколения (далее - ЕАСАПР СФТО НП).