Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

71.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования

71.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования.

71.11.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (хакасском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (хакасского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (хакасского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (хакасскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

71.11.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

71.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

71.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

71.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

71.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (хакасском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

71.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

71.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

71.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

71.11.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;

использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;

вербально или невербально реагировать на услышанное;

соблюдать нормы хакасского речевого этикета;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием текста;

осознанно читать про себя, анализировать текст и находить в нем нужную информацию;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

проводить выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

применять при письме изученные орфографические правила;

объединять слова в тематические группы;

характеризовать морфему как значимую единицу языка;

объяснять роль морфем в процессах формо- и словообразования;

применять в речевой практике основные способы словообразования;

пользоваться различными видами словарей (толковый, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);

соблюдать закон сингармонизма в речи;

правильно произносить звуки 00005202.wmz, 00005203.wmz, [i], 00005204.wmz, 00005205.png, 00005206.png;

выделять слоги в слове, определять место постановки ударения в слове;

говорить с правильной интонацией;

правильно употреблять буквы ь и ъ;

уместно использовать строчную и прописную буквы при письме;

переносить слова в соответствии с правилами;

различать гласные и согласные звуки;

распознавать сонорные и шумные согласные, мягкие и твердые согласные;

различать изученные способы словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

определять грамматические признаки имен существительных;

склонять имена существительные и правильно употреблять в речи их падежные формы;

распознавать и употреблять в речи аффиксы принадлежности (-ым, -iм, -м; 00005207.png, 00005208.png, 00005209.png; -зы, -зi, -i и другие) имен существительных;

определять грамматические признаки имен прилагательных;

распознавать имя числительное по вопросу и общему грамматическому значению, выделять особенности написания и употребления чувашского имени числительного (в сравнении с русским);

изменять личные и указательные местоимения по падежам и употреблять их в речи;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в формах возможности и невозможности действия разных времен;

использовать в речи синонимы, антонимы, определять омонимы хакасского языка, пользоваться словарями синонимов и омонимов;

различать функции знаков препинания в хакасском языке;

употреблять в речи сложные слова;

устно составлять 7 - 8 предложений на заданную тему.

71.11.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать коммуникативную цель говорящего;

понимать основное содержание прослушанных и прочитанных несложных аутентичных текстов в рамках курса;

сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;

переходить из позиции спрашивающего в позицию отвечающего и наоборот;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, плана;

зрительно воспринимать текст, узнавать изученные слова и грамматические явления, понимать основное содержание текста;

писать на хакасском языке с учетом изученных правил, создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;

писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;

выявлять особенности словообразования различных частей речи;

различать парные, повторяющиеся и сложные слова;

отрабатывать изученные правила орфографии, в том числе правила переноса слов;

выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов;

характеризовать морфологию как раздел лингвистики;

различать имена существительные, указывать их грамматические признаки;

склонять имена существительные;

различать формы принадлежности имен существительных;

образовывать имена существительные, применять правила написания существительных;

характеризовать имя прилагательное как часть речи, объяснять его общее грамматическое значение;

образовывать степени сравнения имен прилагательных, правильно употреблять в речи сравнительную и превосходную степени;

различать полные и краткие количественные числительные, сочетать краткие количественные числительные и существительные;

применять изученные правила написания имен числительных;

определять общее грамматическое значение местоимений и особенности их употребления в речи;

склонять местоимения по падежам;

правильно писать местоимения;

характеризовать времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее);

оформлять письменно и воспроизводить устно различные виды диалога.

71.11.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать содержание аутентичных текстов в рамках курса;

извлекать необходимую информацию из разного рода сообщений;

приглашать к действию, взаимодействию, соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объяснять причину своего решения;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с использованием вербальной ситуации или происходящего действия;

читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

уместно употреблять в устной речи хакасские пословицы и поговорки о роли и значении родного языка;

описывать жизненный уклад, традиции, обычаи хакасского народа, употребляя изученную тематическую лексику;

распознавать постоянные эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения;

употреблять в высказываниях весь объем изученных частей речи;

определять грамматические признаки глагола;

характеризовать особенности временных форм глагола (настоящее, прошедшее, будущее времена);

корректно употреблять отрицательную и вопросительную формы глагола;

определять неспрягаемые формы глагола;

характеризовать подражательные слова как особое явление хакасского языка;

характеризовать служебные части речи (послелоги, союзы, частицы), определять их функции, находить в текстах, правильно употреблять в устной речи, правильно писать;

различать виды монолога, самостоятельно моделировать различные типы монолога на заданные темы;

составлять диалоги различных типов, используя заданные части речи, употребляя изученную лексику.

71.11.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

прогнозировать содержание слушаемого текста по его началу;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с речевой ситуацией, выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (сомнение, восхищение, удивление, радость, огорчение);

излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность);

находить в текстах слова, отражающие национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления хакасского народа;

распознавать изученные части речи, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль, склонять именные части речи;

моделировать и употреблять в речи словосочетания с разными способами связи слов;

устанавливать правильный порядок слов в предложении;

характеризовать второстепенные члены предложения, их роль, типы по значению;

различать односоставные и двусоставные предложения и их виды;

различать сложносочиненные предложения и их виды, распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени;

правильно употреблять в речи полные и неполные предложения;

характеризовать предложения с обращениями, учитывать значение интонации; правильно обособлять обращения в предложениях;

выделять разновидности обособленных членов предложения, моделировать предложения с обособленными членами;

составлять диалоги разного типа в парах и группах, оценивать диалоги других обучающихся.

71.11.7. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы хакасского литературного языка;

проводить фонетический, морфемный, морфологический анализ слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений;

распознавать эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения, анализировать и характеризовать особенности их употребления в фольклорных текстах;

моделировать монологи различных видов (повествование, описание, рассуждение), составлять различные диалоги (побуждение к действию, обмен мнениями, диалог этикетного характера, диалог-расспрос, комбинированный диалог);

употреблять односоставные предложения, правильно интонировать их в устной речи и корректно расставлять в них знаки препинания при письме;

приводить элементарные социолингвистические сведения о хакасском языке;

объяснять взаимосвязь языка и национальной культуры, языки и истории народа, выделять черты национально-культурной специфики хакасского языка;

находить среди лексических единиц хакасского языка культурно-маркированные, отражающие миропонимание хакасского народа, выделять в лексическом составе хакасского языка без эквивалентные слова;

моделировать предложения с однородными членами;

употреблять вводные слова и вставные конструкции, правильно оформлять их при письме; различать члены предложения, требующие обособления, и пунктуационно выделять их при письме;

определять особенности сложного предложения, классифицировать сложные предложения, описывать роль интонации в связи частей сложного предложения, различать способы связи частей сложного предложения;

оформлять прямую речь при письме в соответствии изученными правилами, переводить прямую речь в косвенную и косвенную речь - в прямую;

правильно оформлять цитаты;

создавать и презентовать монологи и диалоги разных видов на заданные темы;

пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;

различать стили речи и создавать тексты различных стилей.