Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

135.5. Пояснительная записка

135.5. Пояснительная записка.

135.5.1. Программа по родной (якутской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

135.5.2. Программа по родной (якутской) литературе позволит учителю реализовать в учебном процессе современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, определить обязательную (инвариантную) часть содержания учебного предмета, определить и структурировать планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета по годам обучения.

135.5.3. Родная (якутская) литература является духовным сокровищем якутского народа, отражающим его эстетические и этические ценности. Изучение родной (якутской) литературы направлено на духовное становление личности, формирование навыков творческого чтения и интерпретации художественного текста.

135.5.4. В программе по родной (якутской) литературе акцентируется приоритет духовно-нравственной ценности якутской художественной литературы в образовании и воспитании обучающегося в духе единства народов Российской Федерации. Отличительная особенность программы по родной (якутской) литературе заключается в стремлении формировать умение соотносить нравственные, духовные ценности родной (якутской) литературы и литератур народов Российской Федерации, что позволяет реализовать принцип диалога культур. В программу по родной (якутской) литературе включены произведения балкарских, аварских, калмыцких, русских, казахских писателей, а также произведения эвенской, эвенкийской, долганской, юкагирской литературы.

135.5.5. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения родной (якутской) литературы послужила их высокая идейно-нравственная, художественная ценность в ракурсе культурно-исторических традиций якутской литературы, совершенство художественно-языкового мастерства, соответствие возрастным, психологическим особенностям и читательским запросам обучающихся.

135.5.6. Содержание программы по родной (якутской) литературе построено на основе концентрического (5 - 6 классы), хронологического и проблемно-тематического принципов (7 - 8 классы), а также в ракурсе историко-литературного пути зарождения и развития якутской литературы (9 класс).

Теоретико-литературные понятия изучаются во взаимосвязи с анализом внутренней структуры художественного произведения.

135.5.7. В содержании программы по родной (якутской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, якутская художественная литература, произведения народов Российской Федерации.

135.5.8. Изучение родной (якутской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной освоить на эстетическом, личностно значимом уровне художественные произведения родной (якутской) литературы, обладающей гуманистическим мировоззрением и российским гражданским сознанием;

развитие читательской культуры обучающихся, их интеллектуальных, творческих способностей, навыков устной и письменной речи;

освоение знаний о выдающихся произведениях якутского устного народного творчества и литературы, их духовно-нравственном и эстетическом значении, истории зарождения и этапах развития якутской литературы;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественного произведения, навыками сопоставления произведений родной (якутской) литературы и литератур народов Российской Федерации, умениями пользоваться необходимыми знаниями и понятиями по теории и истории якутской литературы, умением выявлять в литературных произведениях общечеловеческие ценности.

135.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (якутской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).