Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

67.6. Содержание обучения в 5 классе

67.6. Содержание обучения в 5 классе.

67.6.1. Тематическое содержание речи.

00003768.wmz лу, гужем! 00003769.wmz, 00003770.wmz! (Прощай, лето! Здравствуй, осень!). Дышетсконниын (В школе). Мынам семьяе (Моя семья). Тол вуиз (Наступила зима). Удмурт лулчеберетэн тодматскиськом (Знакомимся с удмуртской культурой). Тулыс гуръес (Весенние мелодии). Ижкарын (В Ижевске). Шулдыр гужем (Веселое лето).

67.6.2. Речевые умения.

67.6.2.1. Аудирование.

Развитие речевых умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная или невербальная реакция на услышанное;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты.

67.6.2.2. Говорение.

67.6.2.2.1. Диалогическая речь.

Развитие речевых умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию.

Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи, с использованием речевых ситуаций, ключевых слов или иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета.

Объем диалога - до пяти реплик со стороны каждого собеседника.

67.6.2.2.2. Монологическая речь.

Развитие речевых умений монологической речи, на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, объектов, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование или сообщение, изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций, фотографий.

Объем монологического высказывания - 6 - 7 фраз.

67.6.2.3. Чтение.

Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему и главные факты или события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа или диалог, небольшой рассказ, стихотворение, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, несплошной текст (таблица).

Объем текста для чтения - 180 - 200 слов.

67.6.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

написание с применением образца коротких поздравлений с праздниками;

заполнение формуляров (с основными сведениями о себе);

написание личного электронного письма с применением образца;

написание предложений и речевых клише в соответствии с речевой ситуацией;

самостоятельное составление и написание небольших текстов по изучаемой теме.

Объем сообщения - до 60 слов.

67.6.3. Языковые знания и навыки.

67.6.3.1. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов, изученных сложных слов: через дефис, слитно.

Правильное написание изученных существительных с суффиксами -он (-ен), -ись 00003771.wmz, -лык, -чи, изученных прилагательных с суффиксами -о(-е), -тэм, -ем.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения (повторение), запятой в предложениях с однородными членами, обращением, в бессоюзных сложных предложениях.

Правильное написание вопросительного предложения с частицей -а.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного письма.

67.6.3.2. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без ошибок без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Ударение в глаголах изъявительного наклонения в отрицательной форме, в глаголах повелительного наклонения в положительной и отрицательной форме.

Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: беседа или диалог, рассказ, стихотворение, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера.

Объем текста для чтения вслух - до 90 слов.

67.6.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в удмуртском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: 952 лексических единиц для продуктивного использования, включая 766 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования.

Основные способы словообразования:

аффиксация: образование имен существительных при помощи суффиксов -он (-ен), -ись 00003772.wmz, -лык, -чи, образование имен прилагательных при помощи суффиксов -о (-е), -тэм, -ем.

словосложение: образование имен существительных при помощи словосложения: яг и губи (боровик), уй и 00003773.wmz (сон), образование имен прилагательных при помощи словосложения: нап-лыз (темно-синий), кизер-вож (светло-зеленый).

67.6.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных на уровне начального общего образования грамматических явлений, морфологических форм и синтаксических конструкций удмуртского языка.

Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Прямой и обратный порядок слов в повествовательном предложении.

Вопросительные предложения с вопросительным словом и без вопросительного слова (с частицей -а).

Типы спряжений глаголов изъявительного наклонения в настоящем, прошедшем, будущем времени в положительной и отрицательной форме, в единственном и множественном числе.

Глаголы повелительного наклонения в утвердительной и отрицательной форме, в единственном и множественном числе.

Имя существительное как часть речи. Простое склонение имен существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Множественное число имен прилагательных.

Послелог как служебная часть речи. Послелоги пространственного значения. Серийные послелоги (улын, вылын, 00003774.wmz, дурын, 00003775.wmz, шорын).

67.6.3.5. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, наиболее употребительной тематической фоновой лексики (некоторые традиции в питании и проведении досуга, этикетные особенности посещения гостей) в рамках тематического содержания речи.

Знание социокультурного портрета Удмуртской Республики: знакомство с гербом, районами и историей города Ижевска, традициями проведения праздников (Новый год, Масленица, День Победы), с достопримечательностями и выдающимися людьми города Ижевска, знакомство с текстами о первой школе (народном училище) в удмуртском крае, об удмуртском детском лагере для отдыха "Шундыкар" ("Солнечный город"), знакомство с научно-популярным текстом Л.С. Христолюбовой 00003776.wmz ("Масленица").

Знакомство с доступными в языковом отношении образцами детского фольклора, поэзии и прозы на удмуртском языке:

стихотворениями В.Е. Владыкина "Нунал" ("День"), Д.А. Яшина 00003777.wmz ("Котенок"), Г.А. Ходырева "Ой, умой вылэм" ("Ой, как было хорошо"), В.Г. Кириллова "Лымы корка" ("Снежный дом"), В.Б. Вознякова по мотивам сказки "Три поросенка", Д.А. Майорова "Тулыс вуэ" ("Наступает весна"), А.В. Лужанина "Вордскем музъем" ("Родная земля"), С.К. Карпова "Лэчыран" ("Качели");

отрывками рассказов В.Г. Гаврилова о войне, В.Г. Широбокова об Ижевске;

с сюжетами английской народной сказки "Три поросенка", финской народной сказки "Кикы, коньы но бака" ("Кукушка, белка и лягушка") в переводе на удмуртский язык;

народными приметами про осень, зиму, весну;

удмуртскими пословицами, поговорками;

колыбельными песнями разных народов: русских, татар, марийцев, чувашей;

русской считалкой "Мы делили апельсин" в переводе на удмуртский язык Л.Я. Хрулевой;

народными играми "Басьяськись" ("Покупатель"), "Кышетэн шудон" ("Игра с платком"), "Водяной".

Разучивание песен на слова Г.А. Ходырева и музыку Г.М. Корепанова-Камского "Школае" ("В школу"), народной песни "Ми пукимы, веник керттыса" ("Мы сидели, веники вязали"), на слова Г.Е. Верещагина "Изь, изь, нуные" ("Спи, спи, мой (сизый) голубочек").

Разгадывание народных загадок, записанных Г.Е. Верещагиным.

Развитие умений:

кратко представлять некоторые культурные явления: основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании, наиболее известные достопримечательности г. Ижевска, Удмуртской Республики, символика России и Удмуртии;

кратко рассказывать о выдающихся людях Удмуртии (художнике В.Л. Белых, о творчестве Г.Е. Верещагина);

воспроизводить наизусть скороговорки или пословицы про школу, весну, авторскую считалку Ю.П. Байсаровой "Тумта, тумта, тумтары", отрывок из стихотворения В.П. Михайлова об учителе;

67.6.3.6. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

Использование в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.