Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

30.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования

30.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования.

30.11.1. В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на башкирском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на башкирском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (башкирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного башкирского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к государственному (башкирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на башкирском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

30.11.2. В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

30.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

30.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

30.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

30.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на башкирском языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

30.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

30.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

30.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

30.11.3. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) (до 10 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) (объем монологического высказывания - 10 - 12 фраз);

излагать основное содержание прочитанного текста (объем - 10 - 12 фраз);

кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - до 12 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова;

читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания (объем текста для чтения - 200 - 250 слов);

писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 60 слов);

различать на слух, без ошибок, произносить слова с правильным ударением и фразы, с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

владеть различными видами аудирования - выборочным, ознакомительным, детальным (на материале научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи);

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;

соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации, современные формулы обращения к незнакомому человеку, соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков (повторение);

проводить фонетический анализ слов;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь);

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов);

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного), соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов (в рамках изученного), употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы и местоимения с учетом стилистических норм современного башкирского языка;

применять нормы правописания имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений с изученными орфограммами;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;

применять нормы правописания имен прилагательных с изученными орфограммами;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения, определять общее грамматическое значение местоимения, склонять местоимения и характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица - в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности), соблюдать нормы правописания местоимений;

выбирать знак конца предложения, ставить в предложении запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;

правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена на башкирском языке;

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на башкирском языке с применением информационных технологий, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

пользоваться различными видами лексических словарей (толковым, синонимов, антонимов, фразеологизмов);

использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

30.11.4. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) с соблюдением норм речевого этикета (до 12 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование) в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 12 - 15 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста (объем - 12 - 15 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 12 - 15 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 1,5 минут);

читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения - 270 - 310 слов), читать про себя несплошные тексты и понимать представленную в них информацию, определять тему текста по заголовку;

заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами речевого этикета, создавать электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, соблюдая речевой этикет, создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок;

владеть орфографическими навыками (правильно писать изученные слова), владеть пунктуационными навыками (ставить запятую при перечислении и обращении);

распознавать в устной речи и письменном тексте 750 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 700 лексических единиц (включая 600 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

применять знание основных признаков текста (повествование, рассуждение) на практике;

создавать повествовательные тексты с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

иметь общее представление об особенностях башкирской разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в публицистических и художественных текстах имена числительные (количественные, порядковые, собирательные, разделительные, приблизительные, дробные) для обозначения дат и чисел, и наречия (наречие образа действия, времени, места, уподобления, меры и степени, причины и цели, простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий);

определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных, характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

правильно употреблять собирательные имена числительные, соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий;

понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями башкирского языка;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

30.11.5. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) с соблюдением норм речевого этикета (до 15 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 15 - 17 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 15 - 17 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 15 - 17 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 2 минут);

читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным пониманием информации (объем текста для чтения - 300 - 350 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию, определять последовательность главных событий в тексте;

распознавать в устной речи и письменном тексте 850 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 800 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;

показывать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;

сравнивать нормы культуры башкирской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания, морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи служебные части речи (послелоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия, звукоподражательные слова);

давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных послелогов;

характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;

характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению; объяснять роль модальных слов в речи, характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями;

владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при непосредственном общении;

переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

30.11.6. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета (до 17 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 17 - 19 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста (объем - 17 - 19 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 17 - 19 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста для аудирования - до 2,5 минут), прогнозировать содержание звучащего текста по началу сообщения;

читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания (объем текста для чтения - 370 - 450 слов); понимать представленную в них информацию; определять последовательность главных фактов/событий в тексте;

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения, распознавать главные и второстепенные члены предложения;

определять постановки знака тире между подлежащим и сказуемым, опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

определять и понимать особенности структуры простых предложений башкирского языка, различных коммуникативных типов предложений башкирского языка;

различать функции изученных знаков препинания;

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, определять типы подчинительной связи слов в словосочетании;

применять в речевой практике нормы построения словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания;

характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, определять языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

владеть социокультурными знаниями и умениями: осуществлять межличностное и межкультурное общение;

кратко представлять родную страну и республику (культурные явления и события, достопримечательности, выдающиеся люди) на родном языке;

оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснять местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут и других ситуациях);

понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использовать лексико-грамматические средства с их учетом;

рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

30.11.7. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог - обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до 20 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение, рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 20 - 22 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста (объем - 20 - 22 фразы), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 20 - 22 фразы);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста для аудирования - до 3,5 минут);

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления текстов, конспекта;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

определять и понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений башкирского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи простые предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные и двусоставные предложения, предложения с однородными членами;

использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику в рамках тематического содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции);

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

характеризовать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство (образа действия, степени, места, времени, причины, цели, условия, уступки)) члены предложения;

распознавать односоставные предложения, различать виды односоставных предложений (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

распознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

распознавать сложные предложения и правильно строить сложные предложения;

соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка, построение словосочетаний, построение простых предложений, сложных предложений;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного башкирского литературного языка;

обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и республики.