Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

135.9. Содержание обучения в 8 классе

135.9. Содержание обучения в 8 классе.

135.9.1. Мудрость народа. Заветное слово.

135.9.1.1. Тойук (Народная песня).

С.А. Зверев-Кыыл Уола "Улуу Москуба туhунан тойук" ("Песнь о великой Москве"). Эпическая песня знаменитого якутского певца-импровизатора С.А. Зверева-Кыыл Уола о великой Москве, созданная к 800-летнему юбилею столицы. Идея единения народов, тема приобщения к русской культуре. Сюжетная песня, в которой угадывается судьба простого человека. Ироничность и философское содержание.

00007227.png

00007228.png

135.9.1.2. Миф.

Мифология как форма общественного сознания, как источник фольклорных текстов. Образное осмысление мифологического сюжета о наступлении зимы. Художественные средства текста. Широко известная версия сотворения мира. Праматерь всего живого на земле - природа. Углубленное понимание ценности человеческой жизни.

00007229.png

135.9.1.3. Героический эпос-олонхо.

Поэтапное изучение олонхо (несколько периодов).

П.П. Ядрихинский "Кыыс Дэбилийэ" ("Дева-богатырь Кыыс Дэбилийэ"). Олонхо о богатырках - защитницах племени. Схожесть с образами древних воительниц-амазонок. Занимательность сюжета и своеобразие художественного слова.

И.Г. Теплоухов-Тимофеев "Кулун Куллустуур" ("Строптивый Кулун Куллустур").

Алтайский эпос "Шокшыл Мерген".

135.9.1.4. Памятники древнетюркской эпохи.

Отрывок из Большой надписи древнетюркского памятника Кюль-Тегина. Письмо на камне как источник изучения зарождения художественного стиля. Основное идейное содержание надписи.

135.9.2. Художественная литература.

135.9.2.1. Спор ума и сердца.

Творчество основоположников якутской литературы А.Е. Кулаковского-Ексекюлях, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева. Развитие жанровой системы якутской литературы. Тема вечного обновления жизни на земле. Народный идеал красивой девушки, социальное звучание изображенных типов. Спор добра и зла в жизни человека. Свобода человека, величие человеческого духа. Судьбы жертв репрессии. Сатира на представителей тойонатства в дореволюционной Якутии. Будущее родного края.

А.Е. Кулаковский-Ексекюлях "Сайын кэлиитэ" ("Наступление лета"), "Кырасыабай кыыс" ("Красивая девушка"), "Саха дьахталларын мэтириэттэрэ" ("Портреты якутских женщин").

А.И. Софронов-Алампа "Дьол уонна сор" ("Счастье и несчастье"), "Таптал" ("Любовь"), "Сылбах тиит" ("Упавшее дерево").

00007230.png

00007231.png

135.9.2.2. Невзгоды и чаяния народа.

Нравственная сила народа. 1920-е годы - время надежды на светлое будущее. Годы установления советской власти, Гражданская война.

Художественные произведения якутских писателей времен Гражданской войны и коллективизации. Восхваление эпохи, надежда на новую жизнь. Гражданская война, разруха и раскол народа.

00007232.png

00007233.png

00007234.png

00007235.png

П.А. Степанов-Ламутский "Сир иччитэ" ("Дух земли").

135.9.2.3. Время. Человек. Народ.

Исторический путь якутского народа. Образное понимание окружающей действительности, взаимосвязь между человеком и материальным миром. Освоение тем, характеров, конфликтов, выдвигаемых жизнью. Новаторство в литературе - новые герои, представители трудового народа. Идеал нового человека.

00007236.png

Степан Ефремов "Ини-бии" ("Братья").

00007237.png

135.9.2.4. Память сердца.

Любовь к природе, отражение ее красоты, совершенства в произведениях о родном крае. Природа Якутии в стихотворениях. Воспитание любви и бережного отношения к Родине, как источнику сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.

00007238.png

Г.Г.-Баал Хабырыс Вешников "Ньургуhуннар" ("Подснежники").

И.Е.-Доосо Федосеев. "Сардаана" ("Сардана").

М.Д. Ефимов "Таптаа" ("Сила слова").

00007239.png

Г.Н. Курилов (Улуро Адо) "Ийэм суруктарыттан" ("Мамины письма").

135.9.2.5. Сила живого ума.

00007240.png

Признание человеческой жизни величайшей ценностью. Раздумья Г.С. Угарова о смысле жизни, чести, добросовестности, трудолюбии. Реальность и фантастика в повести, мастерство писателя. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу. Атмосфера тайны и символика долголетия.

135.9.2.6. Противостояние добра и зла.

Сострадание и жестокость, авторская позиция и способы ее проявления. Приемы создания характеров и ситуаций в произведениях. Справедливость, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Жанровое своеобразие произведений.

00007241.png

00007242.png

00007243.png

И.А. Сысолятин "Сарсыарда" ("Утро").

135.9.2.7. Край ты мой, родимый край - Якутия.

Любовь к родине, уважение к предкам. Выразительные средства создания образов. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, привитие любви к своей малой родине, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Своеобразие раскрытия темы родины в стихах якутских поэтов.

И.М.-Кындыл Гоголев "Сахам сирэ барахсан" ("Якутия родная"), "Хомус" ("Хомус").

В.Н. Потапова "Ураты киhи буолуохпун" ("Захотелось быть особенным").

Н.И. Харлампьева "Саха бэлэхтиир чороону" ("Когда саха дарит чорон").

Н.В.-Сайа Михалева "Саха сирэ" ("Якутия").

00007244.png

00007245.png

135.9.3. Теория литературы.

Сочетание реалистического и аллегоричной формы в народных песнях. Миф. Олонхо - вершина устного народного творчества якутов. Аллитерация, ассонанс. Комедия. Легенда. Понятие о романе. Социально-психологический рассказ. Повесть. Фантастика. Детектив. Стихосложение.