Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

106.6. Содержание обучения в 5 классе

106.6. Содержание обучения в 5 классе.

106.6.1. Литература как искусство слова.

Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.

106.6.2. Крымскотатарский фольклор.

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Колыбельные. Частушки. Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества - частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.

Считалки. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.

Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Народные сказки. Сказки "Мераметли къарынджа" ("Добрый муравей"), "Алтыны чокъ, шенълиги 00006049.wmz" ("Золота много, радости мало"), "Къозлагъан къазан" ("Казан, несущий яйца"). Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла - развязка всех сказочных сюжетов.

Народные праздники. Посиделки.

Народные праздники (Наврез, Хыдырлез, Ораза, Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ.

Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.

Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.

106.6.3. Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях.

Н. Челебиджихан "Ант эткенмен" ("Я поклялся..."). Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье. Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

Ю. Кандым "Ана тилим" ("Родной язык").

И. Абдураман "Меним Ватаным - Къырым" ("Моя Родина - Крым").

С. Эмин "Ана тили" ("Родной язык"), "Топрагъым" ("Моя земля").

Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.

106.6.4. Уроки нравственности.

И. Паши "Фындыкъ джыйгъанда" ("Собирая фундук"). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.

Э. Амит "Чанта" ("Портфель"), "Анамнынъ умюти" ("Надежда матери"). Становление характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремленной сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына.

Шерьян Али "Эдиечик ве Эдип" ("Эдие и Эдип"), "Экимизге бир чана" ("Санки на двоих"), "Селямсыз Саре" ("Саре, которая не здоровается").

Н. Умеров "Энъ татлы" ("Самый сладкий"), "Юзюм" ("Виноград"), "Анамнынъ дуасы" ("Молитва матери").

Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.

106.6.5. Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов.

Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

М. Нузет "Озен" ("Река").

Э. Шемьи-заде "Къыш келе" ("Зима идет"), "Акъшам денъиз ялысында" ("Вечерний берег моря").

Т. Халилов "Акъбардакъ" ("Подснежник").

М. Дибаг "Балкъуртлар" ("Пчелы").

Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.

106.6.6. Сквозь огонь войны прошедшие.

Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Подвиг героев в годы войны.

Д. Аметов Энвер Арифов, "Абдул Тейфукъ" ("Абдул Тейфук") (отрывок из повести).

А. Умеров "Ватан къызы" ("Дочь Родины") (отрывок из повести).

Р. Фазыл, Л. Софу "Аметханнынъ йылдызы" ("Звезда Аметхана") (отрывок из повести).

106.6.7. Трагические страницы депортации.

Черкез-Али, стихотворения "Ювез" ("Рябина"), "Тапсам да анамны" ("Найти бы маму"), "Анамнынъ седасы" ("Голос матери"), "Майренинъ икяеси" ("Рассказ Майре").

А. Осман "Таныш козьлер" ("Знакомые глаза"). Рассказ о трагических страницах истории крымских татар - депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя.

Э. Умеров, рассказ "Къара поездлар" ("Черные поезда").

Ш. Аппазов, стихотворение "Хатыра" (Память").

Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь.