Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

32.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (бурятскому) языку на уровне основного общего образования

32.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (бурятскому) языку на уровне основного общего образования.

32.11.1. В результате изучения государственного (бурятского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на бурятском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (бурятском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (бурятского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (бурятского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к бурятскому языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (бурятском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

32.11.2. В результате изучения государственного (бурятского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

32.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

32.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

32.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

32.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на бурятском языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

32.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

32.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

32.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

32.11.3. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 2 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 7 - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 6 - 7 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные бурятские тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста текстов для аудирования - до 1,5 минут);

читать про себя и понимать несложные бурятские тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста текстов для чтения с полным пониманием текста - до 150 - 200 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы), понимать и оценивать представленную в них информацию, находить и извлекать из текстов фактуальную информацию (место действия и время протекания описываемых событий, конкретные факты и события), различать основную и второстепенную информацию, представленную в тексте, определять главные факты события и их последовательность в тексте;

писать короткие поздравления с праздниками, заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (объем сообщения - до 20 - 25 слов);

различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие бурятские тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова в соответствии с правилами произношения звуков;

правильно писать изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;

распознавать в устной речи и письменном тексте 450 - 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 350 - 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 250 - 300 лексических единиц продуктивного минимума);

понимать особенности структуры простого предложения бурятского языка, различных коммуникативных типов предложений бурятского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

существительные с суффиксами -шан (-шэн, -шон) - (эмшэн), наречия с суффиксом -аар (-ээр, -оор) - (hайнаар), числительные с суффиксами -дахи (-дэхи, -дохи);

имена существительные в форме изучаемых падежей;

аффиксы личного и безличного притяжания в изучаемых формах;

формы настоящего, прошедшего, будущего времени глагола;

частицы, в том числе лично-предикативные;

местоимения: личные, указательные, вопросительные;

числительные: количественные (100 - 100000), выражающие время, порядковые;

междометия (00000070.wmz!);

послелоги, отражающие отношения по месту;

простые распространенные предложения;

типы вопросительных предложений (общий и специальный вопросы: 00000071.wmz сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо 00000072.wmz?);

побудительные предложения в утвердительной форме (Уншыш даа);

восклицательные предложения для выражения эмоций (Ямар hайн гээшэб!);

использовать отдельные социокультурные элементы бурятского речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания;

правильно оформлять при письме фамилии и имена (свои, родственников и друзей) на бурятском языке (в анкете);

иметь представление о социокультурном портрете региона;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на бурятском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

использовать бурятоязычные словари и справочники, информационно-справочные системы в электронной форме.

32.11.4. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и (или) со зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в бурятской культуре (до 2 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 5 - 6 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 7 - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 7 - 8 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста текстов для аудирования - до 1,5 - 2 минут);

читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста текстов для чтения с полным пониманием текста - до 200 - 250 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать, оценивать представленную в них информацию, находить и извлекать из текстов фактуальную информацию (место действия и время протекания описываемых событий, конкретные факты и события), различать основную и второстепенную информацию, представленную в тексте, определять главные факты события и их последовательность в тексте, отделять фактическую информацию от субъективных рассуждений;

проводить выписки из текста, писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 25 - 30 слов, включая адрес), выражать пожелания, заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес), писать личное письмо с использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - до 50 слов, включая адрес;

различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения;

правильно писать изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять личное письмо;

распознавать в устной речи и письменном тексте 550 - 600 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 450 - 500 лексических единиц (включая лексические единицы, освоенные ранее, в том числе устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наречия с суффиксом -аар (-ээр, -оор) (hайнаар), числительные с суффиксами -та (-тэ, -то) (арбадахи, арбата);

понимать особенности структуры простых и осложненных оборотом предложений бурятского языка, различных коммуникативных типов предложений бурятского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

имена существительные в форме единственного и множественного числа, имена существительные личные и неличные, имена существительные в падежных формах;

аффиксы личного и безличного притяжания в изучаемых формах;

выражение степени качества имен прилагательных;

формы обращения;

наречия места, образа действия;

модальные слова (хэрэгтэй, еhотой);

частицы;

многократные причастия;

местоимения: личные, возвратные, указательные, вопросительные;

наречия в правильной позиции в предложении;

числительные: количественные (100 - 100000000), выражающие даты, приблизительное количество (гушаад);

союзы (харин), союзные слова (юундэб гэхэдэ, тиимэhээ);

междометия (Тай!);

послелоги, отражающие отношения по времени;

простые распространенные предложения;

все типы вопросительных предложений (00000073.wmz сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо 00000074.wmz? Ши гэртээ ошохо 00000075.wmz, али hургуулидаа байха 00000076.wmz?);

побудительные предложения в утвердительной (Уншыш даа) и отрицательной формах (00000077.wmz мартаарай);

причастный и деепричастный обороты (простой оборот), предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами;

использовать отдельные социокультурные элементы бурятского речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи;

понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую реалии региона в рамках тематического содержания речи;

обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете региона;

кратко представлять регион;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на бурятском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

использовать бурятоязычные словари и справочники, информационно-справочные системы в электронной форме;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, с людьми другой культуры;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

32.11.5. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (до 3 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование - сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста текстов для аудирования - до 1,5 - 2 минут);

читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме (объем текста текстов для чтения с полным пониманием текста - до 250 - 300 слов), читать таблицы, диаграммы и понимать, оценивать представленную в них информацию, отделять значимую информацию от второстепенной для решения поставленной коммуникативной задачи, находить нужную запрашиваемую информацию, представленную имплицитно (неявно), определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий и явлений, описанных в тексте, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления опущенных фрагментов, объединять информацию из разных текстов по интересующему вопросу, признаку, факту, игнорировать незнакомые языковые явления, не препятствующие пониманию нужной информации, выражать свое мнение в устной и письменной форме с выходом на другие виды речевой деятельности (письмо, говорение);

проводить выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания; заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес), писать личное письмо с использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - до 50 - 60 слов, включая адрес);

владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения, выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения;

владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова;

владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять письмо личного характера;

распознавать в устной речи и письменном тексте 650 - 700 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 550 - 600 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные способы словообразования: аффиксация (прилагательные с суффиксами -та(й) (-тэ(й), -то(й) - бэлигтэй), лексико-синтаксический (уг гарбал);

понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений бурятского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

собирательные числительные;

глаголы в страдательном, взаимно-совместном залогах;

модальные слова (хэрэгтэй, аргатай, еhотой);

частицы;

имена существительные: личные и неличные;

многократные, однократные, временные причастия;

местоимения: личные, возвратные, указательные, вопросительные;

наречия времени, места, образа действия (учитывая место наречия в предложении);

числительные: количественные (100 - 100000000), выражающие даты, время, порядковые числительные, собирательные (табуулан), выражающие приблизительное количество (гушаад);

союзы (ба, болон, харин, аад, теэд, 00000078.wmz, гэжэ, (хэрбээ) hаа), союзные слова (юундэб гэхэдэ, тиимэhээ, хаана-тэндэ, хадаа, гэhэн, гэдэг);

междометия (00000079.wmz! Аа! Тай!);

послелоги, отражающие отношения по месту, времени, направлению;

простые распространенные предложения;

все типы вопросительных предложений (00000080.wmz сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо 00000081.wmz? Ши гэртээ ошохо 00000082.wmz, али hургуулидаа байха 00000083.wmz?);

побудительные предложения в утвердительной (Уншыш даа) и отрицательной формах (00000084.wmz мартаарай);

восклицательные предложения для выражения эмоций (Яагаа hайн гээшэб!);

некоторые формы безличных предложений (Дулаарба. Ерэхэ еhотой);

причастный и деепричастный обороты (простой оборот, самостоятельный оборот), предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами;

сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

использовать отдельные социокультурные элементы бурятского речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания;

понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику региона в рамках тематического содержания речи;

обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете региона;

кратко представлять регион;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, при непосредственном общении - переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на бурятском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

использовать бурятоязычные словари и справочники, информационно-справочные системы в электронной форме;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, с людьми другой культуры;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

32.11.6. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране странах изучаемого языка (до 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование - сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 9 - 10 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 - 9 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 - 9 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации (время звучания текста текстов для аудирования - до 2 минут), прогнозировать содержание звучащего текста по началу сообщения;

читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме (объем текста текстов для чтения с полным пониманием текста - до 250 - 300 слов), читать таблицы, диаграммы и понимать, оценивать представленную в них информацию, отделять значимую информацию от второстепенной для решения поставленной коммуникативной задачи, находить нужную запрашиваемую информацию, представленную имплицитно (неявно), определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий и явлений, описанных в тексте, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления опущенных фрагментов, объединять информацию из разных текстов по интересующему вопросу, признаку, факту, игнорировать незнакомые языковые явления, не препятствующие пониманию нужной информации, выражать свое мнение в устной и письменной форме с выходом на другие виды речевой деятельности (письмо, говорение);

проводить выписки из текста, писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая написание адреса), заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес), писать личное письмо с использованием и без использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма - 60 - 70 слов, включая адрес);

различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 90 - 100 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения;

владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова;

владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, апостроф, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;

распознавать в устной речи и письменном тексте 700 - 750 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 650 - 750 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи послелоги, наречия, аффиксы личного и безличные притяжания, личные и возвратные местоимения, лично-предикативные частицы;

понимать особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка, различных коммуникативных типов предложений бурятского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

формы единственного и множественного числа имен существительных;

местоимения: обобщительные (00000085.wmz, булта, 00000086.wmz); выделительные (бэшэ, бусад);

многократные и однократные причастия;

глагольные формы в настоящем, прошедшем, будущем времени многократного причастия;

соединительное, разделительное деепричастия;

формы обращения глагола (яба, ябагты, ябыш, ябыт, ябаг, ябаарай, ябая, ябаhуу);

формы двух-, трехкомпонентных сложных глагольных сказуемых;

распознавать, различать и употреблять изученный ранее материал (падежные формы имен существительных, послелоги, наречия, аффиксы личного и безличного притяжания, личные и возвратные местоимения, лично-предикативные частицы, временные формы глагола, глагольные залоги (нээгдэ, барилда, ошолсо), модальные слова (еhотой, аргатай, хэрэгтэй, дуратай), порядок слов в предложении, безличные предложения (Газаа 00000087.wmz), типы вопросительных предложений и употребление вопросительных слов, придаточные предложения с союзами и союзными словами);

осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях региона и освоив основные социокультурные элементы бурятского речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи;

кратко представлять родную страну малую родину и регион (культурные явления и события; достопримечательности, выдающиеся люди); оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут);

владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку, при непосредственном общении - переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использовать лексико-грамматические средства с их учетом;

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на бурятском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

использовать бурятоязычные словари и справочники, информационно-справочные системы в электронной форме;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, людьми другой культуры;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

32.11.7. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка (до 5 - 6 реплик со стороны каждого собеседника, до 5 - 7 реплик со стороны каждого собеседника в рамках диалога-обмена мнениями);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование - сообщение, рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 7 - 9 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объем - 10 - 12 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 9 - 10 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации (время звучания текста текстов для аудирования - до 2 - 2,5 минут);

читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме (объем текста текстов для чтения с полным пониманием текста - до 250 - 300 слов), читать таблицы, диаграммы и понимать, оценивать представленную в них информацию, отделять значимую информацию от второстепенной для решения поставленной коммуникативной задачи, находить нужную запрашиваемую информацию, представленную имплицитно (неявно), определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий и явлений, описанных в тексте, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления опущенных фрагментов, объединять информацию из разных текстов по интересующему вопросу, признаку, факту, игнорировать незнакомые языковые явления, не препятствующие пониманию нужной информации, выражать свое мнение в устной и письменной форме с выходом на другие виды речевой деятельности (письмо, говорение);

проводить выписки из текста, писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30 - 40 слов, включая написание адреса), заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес), писать личное письмо с использованем и без использования образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма - 70 - 90 слов, включая адрес);

различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 100 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения;

правильно писать изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять письмо личного характера;

распознавать в устной речи и письменном тексте 800 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 800 - 900 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи послелоги, наречия, аффиксы личного и безличные притяжания, личные и возвратные местоимения, лично-предикативные частицы;

понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений бурятского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные виды простого предложения по цели высказывания, односоставные и двусоставные предложения, побудительные предложения, однородные члены предложения, причастный и деепричастный обороты, прямую и косвенную речь, обращение, единственное и множественное число имен существительных, местоимения: обобщительные (00000088.wmz, булта, 00000089.wmz), выделительные (бэшэ, бусад), неопределенные (хэн нэгэн, али нэгэ, нэгэ хэды, хэды, хэдэн, иимэ, тиимэ), функции многократного и однократного причастий, глагольные формы в настоящем, прошедшем, будущем времени многократного причастия, соединительное, разделительное, слитное, целевое деепричастие, формы обращения глагола (яба, ябагты, ябыш, ябыт, ябаг, ябаарай, ябая, ябаhуу), формы двух-, трехкомпонентных сложных глагольных сказуемых, сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (Ябаhан 00000090.wmz яhа зуудаг гэhэн буряад оньhон 00000091.wmz бии), изъяснительными (Буряад орондо Альпануудташье, Швейцридашье адли газарнууд бии гэжэ аяншалагшад хэлэдэг), обстоятельственными (Байгал далай бэлхэйн баялиг болоно, тиимэhээ нангин далайгаа булта гамная!), сложноподчиненные предложения с союзом и союзными словами (гэжэ, гэhэн, гээд);

распознавать, различать и употреблять изученный ранее материал (падежные формы имен существительных, послелоги, наречия, аффиксы личного и безличного притяжания, личные и возвратные местоимения, лично-временные формы глагола, глагольные залоги (нээгдэ, барилда, ошолсо), модальные слова (еhотой, аргатай, хэрэгтэй, дуратай), порядок слов в предложении, безличные предложения (Газаа 00000092.wmz), типы вопросительных предложений и употребление вопросительных слов, придаточные предложения с союзами и союзными словами);

понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику в рамках тематического содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции);

выражать модальные значения, чувства и эмоции;

обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии региона, представлять Россию и регион, оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения;

использовать при говорении переспрос, использовать при говорении и письме перифраз толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при чтении и аудировании - языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи);

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на бурятском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

использовать бурятоязычные словари и справочники, информационно-справочные системы в электронной форме;

достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, людьми другой культуры;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.