Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

79.10. Содержание обучения в 9 классе

79.10. Содержание обучения в 9 классе.

79.10.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Язык художественных текстов в формировании читательской грамотности.

Предлагаемая тематика по этнокультуре.

Мужчина как хозяин дома. Обязанности мужчины в семье и по хозяйству. Виды деятельности: охота и оленеводство. Охота как вид деятельности: орудия охоты, средства передвижения. Рыболовство как вид деятельности: орудия рыболовства, средства передвижения. Оленеводство как вид деятельности: уход за оленями, упряжь, средства за уходом оленя, постройки. Скотоводство и коневодство как вид деятельности: уход за скотом и лошадью, средства за уходом скота, орудия труда, упряжь, хозяйственные постройки (в зависимости от региональных природно-климатических условий).

79.10.2. Систематический курс.

79.10.2.1. Лексика и фразеология.

Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике, их группировка.

Речевая тематика повседневной жизни.

Этнопарки региона, их роль в сохранении биоресурсов малой родины. Наши с друзьями каникулы в городе Санкт-Петербурге. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена - кузница учительских кадров для школ Севера. Ученые - исследователи материального и нематериального наследия эвенков. Мир современных технологий, инновации в традиционных видах деятельности.

79.10.2.2. Морфология. Орфография.

Служебные части речи.

Послелог. Место послелога в предложении. Непроизводный послелог дярин (из-за, ради, для) в форме единственного числа, дяритын в форме множественного числа Производные предлоги дагадун (рядом, вблизи), додун (в, внутри), амардун (за, позади), дюлэдун (перед).

Союз. Их роль в предложении. Союзы тарит (поэтому), тэли (тогда), тадук (затем).

Частицы. Частицы -да (о, э) в значении сочинительного союза; в значении усиления -да, та; в значении неопределенности -вал (э, о), мал (о, э); в значении вопроса, сомнения -гу (ку, 00005403.png).

Междометие. Междометия и их роль в предложении. Кэ! (Ну!) Ма! (На!) Моду! Моду! Мод! Мод! Эбэй!

79.10.2.3. Синтаксис. Пунктуация.

Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Подлежащее, выраженное именными частями речи - существительным, местоимением, прилагательным, числительным, а также причастием и словосочетаниями.

Сказуемое, способы его выражения: глагольное сказуемое (глагол в различных формах), причастное сказуемое, именное сказуемое - существительное, местоимение, прилагательное, числительное.

Односоставные предложения: определенно-личные, определенно-личные, безличные, назывные.

Нечленимые слова-предложения: утвердительные и отрицательные слова-предложения, эмоционально-оценочные слова-предложения.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Структурные типы сложных предложений - бессоюзные и союзные. Выражение смысловых и синтаксических отношений между частями сложного предложения, союзы или союзные слова, частицы.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложносочиненные. Предложения с отношениями: одновременными, сопоставительными, временными, условными, причинно-следственными. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Союзные сложные предложения. Союзные сложносочиненные предложения с частицами -да (-дэ, -до) и -гу (-ку). Сложносочиненные предложения с союзом тадук (потом, затем, оттуда) и союзным слово эмивал (все-таки, однако, зато).

Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложения. Связь придаточных предложений с главным посредством союзов или союзных слов: тарит (поэтому), тэли (тогда, в то время), илэ (туда), идук (оттуда), окин (тогда). Основные виды придаточных предложений (определительные, дополнительные, временные, условные). Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

79.10.3. Культура речи.

Построение оправданного и грамматически оформленного текста устной и письменной речи с учетом норм эвенкийского литературного языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

79.10.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и аудирование (слушание) текстов, как фольклорных, так и учебно-научных, художественных, в рамках заданной тематики по этнокультуре. Построение диалогов - дискуссий в устной речи, написание текстов монологов - рассуждение, обсуждение и характеристика (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.