Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

91.6. Содержание обучения в 5 классе

91.6. Содержание обучения в 5 классе.

91.6.1. Мир человека в фольклоре.

91.6.1.1. Фольклор как национальное, культурное, духовное достояние народа.

Жанры устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и поговорки, благопожелания и суеверия). Пословицы и поговорки. Пословицы как проявление народной мудрости. Особенности построения пословиц.

Загадки. Значение загадок. Построение и художественная особенность загадок. Виды загадок.

91.6.1.2. Народные сказки.

Сказка как жанр фольклора. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Пути добра и зла. Изображение в сказке дозволенного и недозволенного в жизни человека.

Сказка "Ексюз Фатиматчыкъ" ("Сирота"). Художественное своеобразие сказки.

Сказка "Батыр жашчыкъ" ("Храбрый мальчик"). Взаимосвязь людей и великанов (эмегенов) в сказке. Тема мужества, отваги, смекалки и глупости в сказке.

Сказка "Тюлкю хыйла" ("Хитрость лисы"). Художественное своеобразие сказки. Особенности построения сказки. Роль лисы в сказке. Лиса - воплощение хитрости в сказке.

Сказка "Аппа бла къурта" ("Дедушка и собака"). Изображение взаимосвязи человека с природой. Об истоках доброго и полезного, злого и вредного в сказке.

91.6.2. Человек между добром и злом.

91.6.2.1. Литературная сказка и легенды.

С.А. Мусукаева. Сказка "Ийне бла халы" ("Иголка с ниткой"). Представление о единстве и сплоченности в бытовой сказке, о роли единства и сплоченности. Тема совести в сказке.

А.Л. Байзуллаев. Сказка "Насып" ("Счастье"). Идейное содержание сказки. Пример того, что человек сам выбирает путь к счастью.

Ю.А. Жулабов. Сказка "Халаллыкъ" ("Добродушие"). Сказка о могущественной силе добра.

Ж.З. Токумаев. Легенда "Жугъутур базук" ("Кость горного тура"). Сказ об Алдарбеке, который не уронил честь отца.

Легенда "Ахшылыкъ унутулмайды" ("Добро не забывается"). Тема сострадания и милосердия.

91.6.2.2. Басня как жанр литературы.

И.Ш. Маммеев. Басня "Хунагьа жарашмагъан таш" ("Не тот камень"). Поиск виноватых в басне. Виноваты все, кроме меня. Поучительный характер басни.

М.Х. Аттоев. Басни "Бал чибин бла гебелек" ("Пчела и бабочка"), "Къыртчыгъа бла къаргъа" ("Ястреб и ворона"). Осмеяние человеческих пороков: лени и безответственности.

91.6.2.3. Сатира и юмор.

Х.Х. Кациев. Рассказы "Аман сагъат" ("Плохой час"), "Кезлюклени хайыры" ("Польза очков"). Мягкий юмор в рассказах о том, к чему может привести глупость.

Э.Б. Гуртуев. Рассказ "Халал адам" ("Добрый человек"). Рассказ о том, что во всем должна быть мера. Рассказ "Сом бла шай" ("Рубль и пять копеек"). Высмеивание хвастовства.

91.6.3. Дороги, связующие мир природы и человека.

К.Б. Мечиев. Стихотворение "Къар кюн арбазыбызгъа къоннган чыпчыкъчыкъгъа" ("Воробью, который зимою сел на нашем дворе"). Проблема экологии в стихотворении. Особенности построения произведения.

З.Х. Толгуров. Рассказ "Тюлкюню кюйю" ("Плач лисицы"). Законы природы и законы общества. Горькая судьба лисичек.

А.М. Бегиев. Стихотворение "Тау суучукъ" ("Горный ручеек"). Идейное содержание и художественное своеобразие стихотворения.

Л.Ч. Ахматова. Стихотворение "Къар жауады" ("Снег идет..."). Картина снежной зимы. Роль условности в стихотворении.

Ю.А. Жулабов. Рассказ "Къурта парий" ("Волкодав"). Тайкашха (собака) - символ верности своему хозяину. Позднее раскаяние мальчика.

М.Х. Мокаев. Стихотворение "Чыкъ бюрчюкле" ("Капли росы"). Изображение умения радоваться мелочам в природе. Особенности построения стихотворения.

С.О. Шахмурзаев "Таулуну календары" ("Календарь балкарцев") (отрывок). Этнографическое произведение. Жизнь горца по законам природы.

А.С. Созаев. Стихотворение "Танг - тешикли къалач" ("Рассвет - калач"). Символический смысл названия стихотворения. Сравнение - основной прием построения стихотворения.

А.М. Теппеев. Рассказ "Табынама" ("Преклоняюсь"). Человек и дерево. Запах елочки как связующий элемент человека с природой.

С.М. Моттаева. Стихотворение "Гюрегейле - хур терекле" ("Сливы - райские деревья"). Изобразительно-выразительные средства языка. Жизнеутверждающее начало в стихотворении. Человек - дитя природы.

91.6.4. Взаимоотношения детей и взрослых.

Х-М.А. Кулиев. Стихотворение "Эсгериу" ("Воспоминание"). Образ собаки в стихотворении - образ светлой памяти.

Ю.А. Жулабов. Рассказ "Жугъутур ашыкъ" ("Альчик тура"). Тема преемственности поколений. Художественное своеобразие рассказа. Рассказ "Ыннаны алтын къоллары" ("Золотые руки бабушки"). Тема труда и радости. Тема теплых взаимоотношений внучки со своей бабушкой.

К.Ш. Кулиев. Повесть "Жорт, жорт, гылыуум!" ("Скачи, скачи, мой ослик!") (отрывок из повести "Побег"). Художественные особенности повести. Мастерство писателя при создании детских образов.

С.А. Отаров. Стихотворение "Буду санга анаматым" ("Заповедь для тебя"). Стихотворение как призыв подрастающему поколению. Тема бережного отношения к природе.

С.И. Макитов. Стихотворение "Аппа бла туудугъу" ("Дедушка и внук"). Идейное содержание произведения. Пример - лучшее средство в воспитании. Художественное своеобразие стихотворения.

С.С. Ахматова. Отрывок из поэмы "Солнечный дождь" "Балли тюйреуюч" ("Брошка из вишни"). Идейное содержание отрывка из поэмы. Значение материнских слез в стихотворении.

Ж.М. Текуев. Рассказ "Къалауур Маштай" ("Сторож Маштай"). Рассказ о добром и светлом человеке труда, друге, учителе жизни сельских детей.

А.М. Бегиев. Стихотворение "Сабийлигими акъ сураты" ("Белая картина моего детства").

Теплые детские воспоминания в стихотворении. Картины зимней природы как мимолетное изображение природы и детства.

А.С. Пушкин. Стихотворение "Ыннагъа" ("Няне") (перевод С.И. Макитова). Послание автора, пронизанное душевным теплом, уважением и благодарностью.

91.6.5. Теория литературы.

Понятие об устном народном творчестве. Жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, сказки). Особенности построения сказки. Сказки о животных, бытовые и волшебные. Сатира и юмор. Басня. Аллегория. Понятие о литературной загадке. Рифма и ритм стихотворения. Понятие о сюжете и фабуле рассказа. Эпитет и олицетворение. Отличие прозы от поэзии. Сравнение. Тема и идея произведения.