Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

76.6. Содержание обучения в 5 классе

76.6. Содержание обучения в 5 классе.

76.6.1. Общие сведения о языке, язык и культура.

Богатство и выразительность чувашского языка. Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

76.6.2. Язык и речь.

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.

Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Сочинения различных видов с использованием жизненного и читательского опыта, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

76.6.3. Текст.

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.

Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.

76.6.4. Функциональные разновидности языка.

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

76.6.5. Система языка.

76.6.5.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка.

Система гласных звуков. Мягкие и твердые гласные звуки. Заимствованный из русского языка звук [о].

Закон сингармонизма, его виды. Причины нарушения гармонии гласных в чувашском языке: непарные аффиксы, заимствованные слова, сложные слова, разные фонетические процессы.

Система согласных звуков. Сонорные и глухие согласные звуки. Согласные звуки [б], [г], [д], [ж], [з], [ф], [ц], [щ] в заимствованных из русского языка словах. Озвончение глухих согласных. Твердые и мягкие согласные.

Слог и ударение. Ударение в чувашском языке. Ударение в собственных и заимствованных словах чувашского языка.

Интонация, ее функция. Основные элементы интонации.

Нормы литературного языка. Понятие о нормах орфоэпии. Орфоэпический словарь.

Гласные и согласные звуки в чувашском и русском языках.

Фонетический анализ слова.

Графика как раздел лингвистики. Исторические сведения о развитии чувашской письменности. Алфавит чувашского языка. Обозначение звуков при письме.

Орфография. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис. Основные правила правописания имен собственных. Правописание аббревиатур. Перенос слов из одной строчки на другую.

Орфографические словари.

76.6.5.2. Лексикология и фразеология.

Лексикология как раздел лингвистики. Лексика чувашского языка. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова.

Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Антонимы, синонимы, паронимы, омонимы и их виды.

Лексика чувашского языка с точки зрения их происхождения: исконно чувашские и заимствованные слова.

Лексика чувашского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

Лексика чувашского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Лексический анализ слова.

Фразеологизмы, их значения. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

Виды словарей, их использование в различных видах деятельности.

76.6.5.3. Состав слова и словообразование.

Общие сведения о строении и образовании слов.

Корень и основа слова. Словообразующие и словоизменительные аффиксы. Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.

Основные способы образования слов в чувашском языке. Образование новых слов при помощи аффиксов. Однокоренные слова.

Парные, повторяющиеся и сложные слова.

Морфемный и словообразовательный анализ слов.

76.6.5.4. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложения.

Предложения с обращением, особенности интонации. Пунктуационное оформление предложений с обращением.

Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.