Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

33.8. Содержание обучения в 7 классе

33.8. Содержание обучения в 7 классе.

33.8.1. Тематическое содержание речи.

Openduzmaterialan 00000102.wmz. Kut 00000103.wmz 00000104.wmz kezal? Повторение пройденного. Как ты провел лето? Воспоминания о прошедшем лете. Отдых на море. Путешествие по России. Гостиница, бронирование номера. Определение времени по часам. Openduzmaterialan 00000105.wmz. Aig, 00000106.wmz. Повторение пройденного. Время, расписание. Определение времени по часам. Распорядок дня, планирование. Расписание уроков. Openduzmaterialan 00000107.wmz. Sebranik. Повторение пройденного. Друг. Друзья и знакомые. Взаимоотношения с друзьями, решение конфликтных ситуаций. Умение управлять своими эмоциями. Openduzmaterialan 00000108.wmz. Irdlikund. Повторение пройденного. Дорожное движение. Правила дорожного движения. Светофор, пешеходный переход "зебра". Помощь младшим братьям и сестрам. Общественный транспорт, остановка автобуса, правила поведения в транспорте. Armaz voz'aig. Любимое время года. Времена года, лето, летняя погода. Природа летом. Летний отдых на море. Летние каникулы в вепсской деревне у бабушки с дедушкой, домашние животные, дары леса, рыбалка. Активный отдых в летнем лагере. Поездка на дачу, работа в саду и на огороде, дачный урожай. Поход в лес, правила поведения в лесу, охрана природы. Tal'vaigaine. Uz' voz' da 00000109.wmz. Зима. Новый год и Рождество. Времена года, зима, зимняя погода. Природа зимой. Зимние забавы. Традиции празднования Нового года, Дед мороз. Традиции празднования Рождества. 00000110.wmz. Родной край. Вепсы - малочисленный коренной народ Республики Карелия. Территории компактного проживания вепсов в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. Старинные вепсские села. Вепсский язык. Karjala. Карелия. Республика Карелия: географическое положение, природа, города и села. История Карелии. Путешествие по Карелии, главные достопримечательности. Moskv - 00000111.wmz 00000112.wmz. Москва - столица России. Москва - столица Российской Федерации. История Москвы. Главные достопримечательности Москвы. Экскурсия по Москве. Joudai aig. Свободное время. Свободное время, хобби, увлечения. Современное изобразительное искусство. Современная музыка, вепсский язык в основе творчества молодежных музыкальных коллективов. Национальный театр Республики Карелия: история, современный репертуар. Посещение театра. Музыкальные программы ансамбля "Кантеле", основанные на вепсском фольклоре. Участие в художественной самодеятельности. Lugend - melentartuine tedo. Чтение - увлекательное занятие. Библиотека, посещение библиотеки, выбор книги для чтения. Жанры художественной литературы. Любимый писатель, любимая книга. "Кодима" - газета на вепсском языке. "Кипиня" - детский журнал на карельском, вепсском и финском языках. Перевод художественной литературы на вепсский язык, творчество Александра Пушкина. Meiden pened sebranikad. Братья наши меньшие. Домашние животные в городе и в сельской местности. Радость общения с домашними любимцами. Уход за домашними животными, ответственность за их содержание.

33.8.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести: диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника, диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 6 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана, вопросов и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц. Объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз.

Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1,5 минут.

Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему (основную мысль), главные факты (события), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), последовательность главных фактов (событий), умение игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова. Чтение с пониманием нужной (запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию. Чтение с полным пониманием предполагает полное и точное понимание информации, представленной в тексте, в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма). Объем текста (текстов) для чтения - до 350 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, составление плана прочитанного текста, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, расспрашивать друга (подругу) по переписке о его (ее) увлечениях, выражать благодарность, извинение, просьбу, оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения. Различение на слух, без фонематических ошибок.

33.8.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера. Объем текста для чтения вслух - до 100 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в вепсском языке нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем - 900 лексических единиц для продуктивного использования (включая 750 лексических единиц, изученных ранее) и 1000 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 900 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Наиболее частотные фразовые глаголы.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций вепсского языка. Различные структурные типы словосочетаний (субстантивные, адъективные, глагольные, наречные) с учетом вида подчинительной связи: согласования, управления, примыкания. Основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей (речевых) образцов: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Общий вопрос, специальные вопросы с вопросительными словами, альтернативный вопрос. Неполные вопросительные предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в вепсском языке на основе моделей (речевых) образцов: интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, результативная конструкция с транслативом, результативная конструкция с элативом, предикативное предложение, предложения с семантикой состояния, кванторное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различных типов, сложноподчиненные предложения с придаточным в функции определения, в функции объекта, в функции обстоятельства. Различные типы односоставных предложений: определенно-личные односоставные предложения, обобщенно-личные предложения, безличные предложения. Личные формы глагола в функции сказуемого простого предложения, модальные глаголы в составе сказуемого. Существительное, местоимение в функции подлежащего. Номинатив и партитив грамматического субъекта. Придаточное предложение в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемоего в лице и числе. Различные типы определений: согласованное определение, генитивное определение. Номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Падежные формы существительных и прилагательных, относящихся к различным типам склонения, одноосновные и двуосновные имена. Формы множественного числа существительных, прилагательных, местоимений в номинативе и косвенных падежах. Падежные формы именных частей речи: партитив множественного числа, генитив множественного числа, формы множественного числа внутренне-местных и внешне-местных падежей. Формы эссива, комитатива, абессива, транслатива, терминатива. Различные местоимения с учетом особенностей их склонения по падежам и числам: указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Различные формы склонения указательных, вопросительных, относительных, определительных, отрицательных, неопределенных местоимений. Степени сравнения прилагательных: компаратив, суперлатив, в том числе в различных падежных формах единственного и множественного числа. Формы простого претерита (имперфекта) глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы перфекта глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы плюсквамперфекта глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные формы единственного и множественного числа). Формы презенса, имперфекта, перфекта, плюсквамперфекта возвратного спряжения. Формы презенса и имперфекта кондиционала (утвердительные и отрицательные формы). Формы 1 и 2 причастий актива, формы причастия пассива. Формы презенса и имперфекта неопределенного лица. Формы иллатива, инессива, элатива III инфинитива. Глаголы вепсского языка с учетом их управления. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Различные предлоги и послелоги, союзы.

33.8.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, система образования). Социокультурный портрет родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года, Дня матери и других), с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми). Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на вепсском языке, правильно оформлять свой адрес на вепсском языке (в анкете), правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

33.8.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики. Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.