Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

28.8. Содержание обучения в 7 классе

28.8. Содержание обучения в 7 классе.

28.8.1. Общие сведения о языке.

Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Башкирский язык - национальный язык башкирского народа, форма выражения национальной культуры. Башкирский язык - государственный язык Республики Башкортостан. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.

28.8.2. Язык и речь.

Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование (повторение). Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.

28.8.3. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного башкирского литературного языка (повторение). Основные грамматические нормы современного башкирского литературного языка (повторение). Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичные грамматические ошибки в речи.

Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном и публицистическом стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов.

Трудные случаи согласования и управления в башкирском языке. Варианты грамматической нормы согласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки в согласовании и управлении. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Основные синтаксические нормы современного башкирского литературного языка. Типичные синтаксические ошибки в речи. Типичные ошибки в построении сложных предложений, вводными словами и вводными предложениями, в предложениях с обособленными членами и предложений с прямой речью.

Башкирская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

28.8.4. Текст.

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный (повторение), назывной, вопросный, тезисный), главная и второстепенная информация текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).

28.8.5. Функциональные разновидности языка.

Публицистический стиль: сфера применения (массовая коммуникация), основная задача (воздействие на читателей и слушателей с целью создания определенного отношения к тем или иным проблемам действительности), стилевые черты (сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности), характерные языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические). Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, репортаж).

Официально-деловой стиль (повторение): сфера применения (административно-правовая, сфера делопроизводства), основная задача (сообщение точной информации), стилевые черты (абстрактность, точность, лаконичность, шаблонность), характерные языковые средства. Инструкция как жанр официальноделового стиля. Особенности содержания и структуры текста-инструкции. Использование текста-инструкции в учебных целях.

28.8.6. Система языка.

28.8.6.1. Синтаксис. Пунктуация.

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Типы синтаксической связи (сочинительная и подчинительная) (общее представление). Пунктуация. Функции знаков препинания.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: наличие двух и более знаменательных слов, и подчинительной связи между ними. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Грамматическая синонимия словосочетаний. Нормы построения словосочетаний.

Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и интонационная законченность, грамматическая оформленность. Виды предложений по цели высказывания. Их интонационные и смысловые особенности (повторение). Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные). Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалогической речи, интонация неполного предложения.

Простое предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения, их виды. Определение как второстепенный член предложения. Определения согласованные и несогласованные. Приложение как особый вид определения. Дополнение как второстепенный член предложения. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств.

Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные). Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.

Односоставные предложения. Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Односоставные предложения, их грамматические признаки. Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений. Виды односоставных предложений: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные предложения. Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные, нераспространенные).

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обобщающими словами при однородных членах

Обращение. Распространенное и нераспространенное обращение. Основные функции обращения. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Вводные слова и вводные предложения. Нормы постановки знаков препинания во вводных словах и вводных предложениях.

Обособленные члены предложения. Виды обособленных членов предложения: обособленные приложения, обособленные определения. Деепричастный оборот, обособление деепричастных оборотов.

Прямая и косвенная речь. Нормы постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.