Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.7. Содержание обучения в 6 классе

35.7. Содержание обучения в 6 классе.

35.7.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Язык как диалог поколений. Понятия о говоре, диалекте, языке. Понятия о диалектном языке и литературном языке. Понятия о роде, родословной, родовых названиях долган.

Места кочевий моих предков: топонимика, топонимические предания. Убранство дома и утварь: занятие женщины в быту, народная кухня, занятия мужчин на охоте, средства передвижения, орудия лова, традиционные жилища долган.

35.7.2. Систематический курс.

35.7.2.1. Лексика и фразеология.

Многозначность и омонимия. Антонимы и синонимы. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике.

Я гражданин России. Моя Родина - Россия. Столица России - Москва. Мой регион и столица региона. Важные для страны и региона календарные даты. Окружающий мир моего региона.

35.7.2.2. Морфемика. Словообразование.

Морфемная структура имени существительного в долганском и русском языках. Формообразующие аффиксы имен существительных: числа, падежа и притяжания. Морфемный анализ имен существительных.

Словообразование имен существительных. Словообразовательные аффиксы имен существительных. Продуктивные словообразовательные модели с аффиксами: -лар (о, э, 00001150.wmz), -hыт (у, и, y), -каан (оо, ээ, 00001151.wmz00001152.wmz), -га (о, э, 00001153.wmz). Словообразовательный анализ имен существительных.

Словообразование имен прилагательных с помощью аффиксов -лаак, -таак, -наак, -даак (оо, ээ, 00001154.wmz00001155.wmz). Формообразующие аффиксы, обозначающие признак по времени: -гы, - кы, - 00001156.png (и, y). Словообразовательные аффиксы, обозначающие качество действия: -гас, -гэс, -ыгас, -yгэс, -игэс. Словообразовательный анализ имен прилагательных.

Словообразовательные аффиксы -с, -ыс (и, у, y) порядковых числительных.

35.7.2.3. Морфология. Орфография.

Имя существительное. Склонение имен существительных в частном, винительном, дательном, исходном, орудном, совместном, сравнительном падежах. Простое и притяжательное склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имена прилагательные: качественные и относительные. Степени сравнения имен прилагательных. Отрицательная форма имен прилагательных.

Имена числительные: количественные и порядковые. Количественные числительные: приблизительные, разделительные, собирательные, кратные, дробные.

Местоимения: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и лично-возвратные, их признаки и использование в речи.

Личные местоимения единственного числа: мин (я), гини (он, она), множественного числа: биhиги (мы), эhиги (вы), гинилэр (они).

Притяжательные местоимения: миниэнэ (мой), эниэнэ (твой), гиниэнэ (его, ее).

Лично-возвратные местоимения: бэйэм (я сам), 00001157.png (ты сам).

Указательные местоимения: бу (это), булар (эти), ити (тот), итилэр (те).

Неопределенные местоимения: ким эрэ (кто-то), туок эрэ (что-то).

Склонение личных местоимений.

Правописание гласных в аффиксах имен существительных. Правописание согласных в аффиксах имен существительных, имен прилагательных. Правописание числительных. Правописание местоимений.

35.7.2.4. Синтаксис. Пунктуация.

Нераспространенное предложение. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Предложения с второстепенными членами - дополнением, определением, обстоятельством.

35.7.3. Культура речи.

Построение грамматически корректного устного или письменного текста с учетом норм долганского языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

35.7.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и слушание учебных текстов - фольклорных, художественных (в рамках заданной тематики по этнокультуре). Построение диалога-расспроса в устной речи, написание текстов монологов повествовательного характера (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.