Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

44.10. Содержание обучения в 9 классе

44.10. Содержание обучения в 9 классе.

44.10.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

44.10.1.1. Тематическое содержание речи.

Учебные предметы, важные для будущей профессии. Образовательная карта высших учебных заведений или средних специальных учебных заведений Республики Коми.

Взаимоотношения в семье. Конфликты и их решения.

Забота о здоровье. Правильное питание. Вредные привычки в молодежной среде и борьба с ними. Спортивный лагерь.

Декоративно-прикладное искусство народа коми. Увлечения родных и друзей.

Популярные и перспективные профессии. Необычные профессии. Выбор будущей профессии.

Защита окружающей среды в Республике Коми. Заповедники или национальные природные парки Республики Коми.

Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека.

Финно-угорские языки. Финно-угорские республики, страны. История письменности Республики Коми.

44.10.2. Говорение.

44.10.2.1. Диалогическая речь.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос); диалог-обмен мнениями.

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

диалог-обмен мнениями - выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие или несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и другое).

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий или без их использования с соблюдением норм речевого этикета, принятых в коми языке.

Объем диалога - 10 - 11 реплик.

44.10.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование или сообщение;

рассуждение;

выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному или прочитанному;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

составление рассказа по картинкам;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования.

Объем монологического высказывания - 10 фраз.

44.10.3. Аудирование.

При непосредственном общении: понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально (невербально) реагировать на услышанное, использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации предполагает умение выделять нужную (интересующую или запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - 100 - 110 секунд.

44.10.4. Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные); прогнозировать содержание текста по заголовку (началу) текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий; разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части; озаглавливать текст (его отдельные части); игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания; понимать заимствованные слова.

Чтение с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение несплошных текстов (таблиц, схем) и понимание представленной в них информации.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления пропущенных фрагментов.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, схема).

Объем текста (текстов) для чтения - 500 - 600 слов.

44.10.5. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения;

написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, излагать различные события, делиться впечатлениями, выражать благодарность, извинения, просьбу, запрашивать интересующую информацию, оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения (объем сообщения - до 120 слов);

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста (объем письменного высказывания - до 120 слов);

заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного (прослушанного) текста;

преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации;

письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).

44.10.6. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.

44.10.7. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Правильное использование знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными.

Правильное использование знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

44.10.8. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: до 1200 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1050 лексических единиц, изученных ранее) и 1350 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1200 лексических единиц продуктивного минимума).

Сокращения и аббревиатуры.

44.10.9. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций коми языка.

Сложноподчиненные предложения с придаточными:

изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, 00003281.wmz (Висьтав, кор мунан гортад. 00003282.wmz висьталiс, кыдзи 00003283.wmz 00003284.wmz. Тэ аддзылiн, 00003285.wmz 00003286.wmz 00003287.wmz?), мый, кодi, 00003288.wmz и его падежными формами (00003289.wmz висьталiс, мый 00003290.wmz 00003291.wmz. 00003292.wmz 00003293.wmz, 00003294.wmz 00003295.wmz 00003296.wmz. 00003297.wmz висьталiс, мыйысь 00003298.wmz-ны 00003299.wmz. Ме 00003300.wmz, кодi ветлiс 00003301.wmz. Ме аддзылi, 00003302.wmz 00003303.wmz мунiс. Ме юалi, кодлы 00003304.wmz сетiс 00003305.wmz. 00003306.wmz, 00003307.wmz 00003308.wmz 00003309.wmz. Талун висьталiс, 00003310.wmz аски мунас. 00003311.wmz, кытысь 00003312.wmz 00003313.wmz.);

определительными с союзными словами кор, кодi (Пыр кута казьтывны 00003314.wmz 00003315.wmz, кор 00003316.wmz 00003317.wmz. Морт, кодi ена 00003318.wmz, унатор 00003319.wmz.).

Бессоюзные сложные предложения (Павел 00003320.wmz: ставыс 00003321.wmz ас 00003322.wmz.).

Прямая и косвенная речь. Трансформация прямой речи в косвенную речь.

Имена прилагательные с суффиксом -00003323.wmz (00003324.wmz, 00003325.wmz, 00003326.wmz, 00003327.wmz).

Деепричастия с суффиксом -00003328.wmz (00003329.wmz, 00003330.wmz, 00003331.wmz вылын 00003332.wmz).

Типы частиц: вводная (00003333.wmz), определительная (00003334.wmz).

44.10.10. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своей республики, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в комиязычной среде, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания.

Знание социокультурного портрета родной страны и родной республики: символики, достопримечательностей, культурных особенностей (заповедники (национальные природные парки) Республики Коми, декоративно-прикладное искусство народа коми), образцов поэзии и прозы, доступных в языковом отношении.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Соблюдение норм вежливости в межкультурном общении.

Развитие умений:

правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в коми языке;

кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании);

кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах);

кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.10.11. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; при говорении и письме перифраз или толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.