Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (долганскому) языку на уровне основного общего образования

35.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (долганскому) языку на уровне основного общего образования.

35.11.1. В результате изучения родного (долганского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (долганском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (долганском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (долганского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (долганского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (долганскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (долганском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

35.11.2. В результате изучения родного (долганского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

35.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

35.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

35.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

35.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (долганском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

35.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

35.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость, выраженную в речевом этикете;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

35.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

35.11.3. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

объяснять понятия язык и речь, родной язык и неродной язык, осознавать единство долганского народа, дисперсно живущего в разных административно-территориальных образованиях Российской Федерации (край, область, республика), и наличие общенародного языка со всеми его формами и диалектами;

понимать, что в языке нашла отражение кочевая жизнь охотников-оленеводов;

определять роль органов речи в образовании звуков, место образования звуков;

давать характеристику звуковой системы долганского языка, классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам и делить слова на слоги;

проводить сопоставительный анализ гласных и согласных звуков в долганском и русском языках;

осуществлять устно и письменно фонетический разбор слова, записывать транскрипцию слова;

актуализировать знания долганского алфавита, пользоваться долганско-русским и русско-долганским словарем;

давать определение значения слова с помощью словаря;

объяснять разницу однозначных и многозначных слов;

объединять слова в родо-видовую группу;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики, их классифицировать;

выделять морфемы в словах: корень и аффиксы, подбирать однокоренные слова и находить в слове формообразующие и словообразовательные аффиксы;

осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ слов;

понимать разницу знаменательных и служебных слов долганского и русского языков в сопоставлении и находить эти слова в тексте;

различать формообразующие аффиксы падежей имен существительных;

склонять существительные (простое склонение) в единственном и множественном числах;

образовывать и находить в тексте аффиксы субъективной оценки имен существительных (уменьшительно-ласкательные, увеличительные);

правильно писать гласные и согласные буквы в аффиксах имен существительных;

строить предложения в зависимости от цели высказывания и объяснять постановку знаков препинания;

строить предложения с учетом порядка слов;

создавать устные и письменные тексты с учетом норм долганского языка и речевого этикета;

слушать и читать поэтически и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как в устной, так и в письменной речи;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.4. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

различать понятия говор, диалект, общенародный язык, диалектный язык, литературный язык;

иметь представление о семейно-родовых ценностях и строить генеалогическое древо семьи;

определять понятия однозначность и многозначность, прямое и переносное значение слова;

подбирать синонимы и антонимы к однозначным и многозначным словам;

выявлять диалектные слова;

распознавать устаревшие слова, неологизмы;

объединять слова на основе ассоциативных связей;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики, их классифицировать;

давать характеристику морфемного состава имен существительных долганского и русского языков в сопоставлении;

создавать продуктивные словообразовательные модели имен существительных;

проводить морфемный и словообразовательный анализ имен существительных;

склонять существительные (простое и притяжательное склонения) в единственном и множественном числах и сравнивать два вида склонения имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

распознавать словообразовательные аффиксы имен качественных и относительных прилагательных;

проводить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;

распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и лично-возвратные местоимения;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции числительных;

распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные);

иметь общее представление о склонении количественных числительных;

правильно писать гласные и согласные буквы в аффиксах имен существительных, прилагательных, местоимений;

иметь представление о предложении как единице синтаксиса;

строить простые распространенные предложения и объяснять постановку знаков препинания;

находить в предложении главные и второстепенные члены;

создавать тексты, как устной речи, так и письменной, с учетом норм литературного языка и речевого этикета;

слушать и читать поэтические и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как в устной, так и в письменной речи;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.5. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

объяснять понятия государственный язык, язык межнационального общения;

распознавать и отличать языки соседних народов, живущих издавна рядом;

выявлять синонимы, строить синонимический ряд слов, подбирать в зависимости от контекста синоним;

различать понятия об исконном и чужом в словарном составе языка долган;

строить синонимический ряд, привлекая заимствования и диалектные слова;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики, их классифицировать;

распознавать словообразовательные и формообразующие аффиксы глагола;

проводить морфемный и словообразовательный анализ глагола;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глаголов;

образовывать временные формы глагола;

распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, сослагательное наклонение);

различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени в положительном и отрицательном аспектах;

определять общее значение, употребление в речи повелительного, сослагательного наклонений глагола;

образовывать отрицательные формы глагола с помощью вспомогательных глаголов;

правильно писать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, в аффиксах глаголов;

строить утвердительные и отрицательные предложения;

строить предложения с прямой речью и диалогически неполные предложения;

создавать тексты, как устной речи, так и письменной, с учетом норм долганского языка и речевого этикета;

слушать и читать поэтически и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как в устной, так и в письменной речи;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.6. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать и различать по языковому своеобразию тексты фольклорных жанров;

распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение и роль в создании выразительных текстов;

находить в фольклорных текстах разных жанров фразеологизмы;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики и использовать их в тексте;

определять служебные части речи: послелоги, частицы, союзы и междометия;

различать пространственные и временные послелоги и иметь представление об их написании, послелогах сравнения и сопоставления;

распознавать союзы и их роль в предложении;

распознавать частицы по значению в тексте, иметь представление об их написании;

иметь представление о словосочетании как единице синтаксиса;

строить словосочетания с сочинительной и подчинительной связью;

иметь представление о грамматических способах подчинения: управлении, отражении, согласовании и примыкании;

находить предложения с однородными членами, иметь представление о согласовании однородных членов предложения и самостоятельно составлять с ними предложения, правильно расставлять знаки препинания;

строить предложения с прямой речью и диалогически неполные предложения;

создавать устные и письменные тексты с учетом норм долганского языка и речевого этикета;

слушать и читать фольклорные тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.7. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать и различать по языковому своеобразию художественные тексты как поэтические, так и прозаические;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики и использовать их в тексте;

находить в тексте причастия и давать им характеристику, классифицировать причастия по значению и грамматическим признакам;

определять формообразующие аффиксы причастий и проводить морфемный анализ;

находить в тексте деепричастия и давать им характеристику, различать деепричастия по значению: предшествующего действия, одновременного действия или следующее за ним, готовое свершиться, действия непосредственно перед другим действием, определять формообразующие аффиксы каждого из видов деепричастия;

определять общее грамматическое значение наречий, объяснять употребление их в речи;

образовывать разряды наречий, степени сравнения наречий;

распознавать союзы и союзные слова, участвующие в образовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

проводить морфологический анализ изученных служебных слов речи;

распознавать междометия и определять их роль в составлении эмоционально-оценочных слов-предложений;

выделять грамматическую основу простого предложения;

разбирать предложения по членам, определять синтаксическую связь между членами предложения;

различать односоставные и двусоставные, полные и неполные предложения;

различать простые и сложные предложения;

строить сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения в устной и письменной речи, соблюдать необходимую интонацию при их произношении, правильно расставлять знаки препинания при письме;

строить предложения с прямой и косвенной речью, правильно интонировать их;

определять понятие сложного предложения, сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

проводить синтаксический анализ простого предложения;

ставить знаки препинания в сложных бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

читать поэтические и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как устно, так и письменно;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.