Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

121.8. Содержание обучения в 7 классе

121.8. Содержание обучения в 7 классе.

121.8.1. Фольклор.

121.8.1.1. Народные песни. Календарно-обрядовые песни. "Акашка гур" ("Пасхальный напев"). "Гершыд сюан гур" ("Напев после окончания весенних полевых работ").

Свадебные песни. "Сюан гур" ("Свадебный напев"). Прославление родственных отношений, признания нераздельности совместного существования.

00006564.png

Лирическое и эпическое в народной поэзии. Феномен возникновения лирических песен. Роль оценочных сравнений.

Проектная работа по сбору и систематизации народных песен своего населенного пункта или района (города).

121.8.2. Литература.

121.8.2.1. Образ, герой, характер. Отличия в содержании понятий.

121.8.2.2. Г.Е. Верещагин. Поэма "Зарни чорыг" ("Золотая рыбка"). Авторская сказка на основе заимствованного сюжета. Национальная специфика образов.

Исследовательская работа по сравнительно-сопоставительному анализу тематически близких произведений удмуртской и русской литературы (Г.Е. Верещагин "Зарни чорыг" ("Золотая рыбка"), К.П. Чайников (Кузебай Герд) "Гондыръес" ("Медведи"), А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке").

Проектная работа по выявлению мест, музеев или экспозиций, связанных с жизнью и творчеством Г. Верещагина. Подготовка презентации о нем.

121.8.2.3. К.П. Чайников (Кузебай Герд). Стихотворения "Чагыр инме" ("В голубое небо"), "Сяськаяськись 00006565.wmz" ("Цветущая черемуха"), "Шундыбергась" ("Подсолнечник"). Прием противопоставления двух миров в творчестве поэта. Семантика образов "грязная земля", "голубое небо", "золотая лестница", "река". Фольклоризм Герда.

Особенности поэтической композиции и сюжета. Лирический герой в поэзии Герда. Картины природы и цветовые образы. Изобразительно-выразительные средства (звукопись, сравнения и метафоры).

121.8.2.4. А.Г. Векшина (Ашальчи Оки). Стихотворения "Нюлэскы ветлыкум..." ("Когда хожу в лес..."), "Сюрес дурын" ("У дороги"). Философское звучание стихотворений, созданных на фольклорной основе. Доминанта параллелизма. Цветовые образы. Изображение пространства. Взаимосвязь с удмуртскими народными песнями.

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворения Ашальчи Оки "Сюрес дурын" ("У дороги") и удмуртской народной песни "Сюрес дурын..." ("У дороги...").

00006566.png

Образы Дангыра и Дыдык. Особенности изображения любовных отношений героев. Художественные приемы изображения характеров. Проблема отцов и детей в романе. Сатирическое и комическое в романе. Приемы создания словесного портрета и интерьера. Соответствие произведения жанру исторического романа.

Творческая работа: создание иллюстрации к наиболее ярким эпизодам романа.

Групповая творческая работа: инсценировка наиболее ярких фрагментов произведения.

Творческая работа: написание письма от лица Дангыра его сыну, который должен родиться.

121.8.2.6. Ф.Г. Кедров. Повесть "Катя". Социальная проблематика произведения. Противопоставление прошлого и настоящего. Поляризация героев. Образы Кати и Койыка, их взаимоотношения. Сатирическое изображение богачей. Приметы времени. Символика новой жизни.

Творческая работа по прогнозированию дальнейшего развития сюжета в произведении.

00006567.png

00006568.png

121.8.2.7. В.Т. Чисталев (Тима Вень). Рассказ "Трипан Вась". Изображение характера коми крестьянина начала XX века. Взаимоотношения героя с природой. Драматизм рассказа. Пейзажные картины.

121.8.2.8. Н.С. Байтеряков. Стихотворения "Сюресэз сэрттыса" ("Разбирая дорогу"), "Анныкей". Отражение черт новой эпохи в стихотворении "Разбирая дорогу". "Новые" и "старые" приметы времени, семантика поэтического образа "огонь". Образ "святых" в стихотворении.

Личностное переживание душевной драмы одиноких женщин, вдов войны и матерей погибших солдат. Проклятие войны. Память о погибших как нравственная ценность человека.

Групповая проектная работа по написанию сценария мероприятия на тему "Николай Байтеряков - фронтовик".

Творческая работа по восстановлению слов-образов в стихотворении Н.С. Байтерякова "Туриос" ("Журавли") с учетом рифмы.

121.8.2.9. Ф.И. Васильев. Стихотворения "Ошмес синмын дунне шоры учке музъем..." ("Глазами родников глядит земля..."), "Меми, малы-о киосыд сюрмылэмын..." ("Мама, почему руки в мозолях..."), "Кызьпуын - пузкаръес, пузкаръес..." ("На березе - гнезда, гнезда..."). Сквозная тема взаимоотношений человека и природы, матери и детей в стихах поэта. Образная система поэтических произведений. Фольклоризм Ф.И. Васильева. Метафора в лирике поэта.

Групповая исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений Ф.И. Васильева "Ошмес синмын дунне шоры учке музъем..." ("Глазами родников глядит земля...") и "Меми, малы-о киосыд сюрмылэмын?.." ("Мама, почему твои руки в мозолях?..").

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений Ф.И. Васильева "Кызьпуын - пузкаръес, пузкаръес..." ("На березе - гнезда, гнезда...") и Г.С. Сабитова "00006569.wmz кыз" ("Черная ель").

121.8.2.10. В.В. Романов. Стихотворения "Ваебыж кар" ("Ласточкино гнездо"), "Атай" ("Отец"). Размышления о судьбах детей военной поры, безотцовщине. Психологизм и драматизм лирики, роль диалога. Сюжетность произведений. Образ лирического героя.

Групповая исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.В. Романова "Ваебыж кар" ("Ласточкино гнездо") и "Атай" ("Отец").

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.В. Романова "Атай" ("Отец") и Ф.И. Васильева "Пичи дыръям юай песятайлэсь..." ("В детстве спросил я у дедушки...").

Групповая творческая работа: заполнение таблицы с внесением информации, отражающей современные представления о мерилах настоящего человека.

121.8.2.11. В.Е. Владыкин. Стихотворения "Дуннеын вань куинь буел" ("Три цвета в мире"), "Кыдекысь кыдеке, Сибире..." ("Далеко далеко, в Сибирь..."). Поэтизация народной мудрости и философии. Символическое значение черного, белого, красного цветов. Противоречивость мира. Выражение чувства связи с домом, притяжения родной земли.

121.8.2.12. М.П. Петров (Михаил Покчи-Петров). Стихотворение "Кык сяськаос" ("Два цветка"). Идейное содержание произведения. Символическое значение образов - двух цветков. Контекст 1950-х годов. Позиция автора.

Творческая работа: написание эссе на тему "Кык сяськаос - кык улон амалъес" ("Два цветка - две жизненные позиции").

121.8.2.13. Т.Н. Чернова. Стихотворения "Выжыкыл дуннее" ("Мой сказочный мир"), "Гондыркуш - 00006570.wmz..." ("Гондыркуш - моя колыбель..."). Романтическая тональность стихов. Изображение вымышленного мира грез. Выражение чувства любви к малой родине, ощущение простора, полета. Пространственный рисунок стихотворений. Лирическая героиня Т. Черновой.

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений Т. Черновой "Гондыркуш - 00006571.wmz..." ("Гондыркуш - моя колыбель...") и М. Покчи-Петрова "Дор" ("Родная сторона").

Творческая работа: написание сочинения или стихотворения о родном доме, крае (понятие "дор").

Творческая работа: подбор иллюстрации к стихотворению Т. Черновой "Выжыкыл дуннее" ("Мой сказочный мир") из сети Интернет или создание собственной иллюстрации к стихотворению.

121.8.2.14. Р.Г. Валишин. Рассказ "00006572.wmz вай" ("Ветка черемухи"). Философская и нравственная проблематика рассказа. Черты психологизма в произведении. Роль художественной детали в создании образов героев. Место лейтмотива в рассказе. Особенности сюжета и композиции в произведении.

121.8.2.15. В.В. Сергеев (Ар-Серги). Рассказ "Кристя". Нравственно-психологическая проблематика в решении темы "человек и природа". Своеобразие конфликта. Мотивы сострадания, бескорыстия, доброты. Приемы авторской оценки героев.

Творческая работа: написание сочинения на тему "Быгатысал ке куака вераськыны..." ("Если бы ворона могла говорить...") или подготовка устного сочинения по предложенному в учебнике фрагменту из рассказа.

121.8.2.16. Г.Д. Красильников. Рассказ "Оксана". Размышления о сложном внутреннем мире человека. Психологизм и нравственная проблематика рассказа. Проблема выбора. Приемы создания образов героев. Особенности повествования. Образ рассказчика. Использование в стилистике рассказа жемчужин народной речи. Понятие художественной детали.

Творческая работа: описание символа-образа, с помощью которого можно изобразить образ Оксаны в рисунке.

Исследовательская работа по выявлению в рассказе выражений, похожих на пословицы, определение их значения и роли в поэтике произведения.

Творческая работа: написание лирического размышления на тему "00006573.wmz" ("Тоска") или "Сюлэм шырпу" ("Сердечная заноза") или написание письма Оксане от имени Онтона в ответ на его телеграмму возлюбленной.

121.8.2.17. Е.В. Самсонов. Рассказ "Арама кузя" ("Вдоль березовой рощи"). Детство и становление личности человека искусства. Образ Петра Чайковского. Символика музыки. Лирическая интонация произведения. Содержание и роль удмуртской народной песни "Вдоль березовой рощи" в контексте рассказа.

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа литературного и музыкального произведений (рассказ Е. Самсонова "Арама кузя" ("Вдоль березовой рощи") и пьесы "Ноябрь. Тройка" из фортепианного цикла П. Чайковского "Времена года").

121.8.2.18. С.П. Широбоков. Драма "Чукдор". Тема экологии. Обрисовка характеров и поступков героев-антагонистов драмы. Основные жанровые признаки драмы. О природе конфликта в драме. Монолог и диалог.

Творческая работа: реконструкция внесценических действий драмы.

Групповая проектная работа по подготовке инсценировки отрывка из драмы С.П. Ширбокова "Чукдор".

Групповая творческая работа: составление социальной рекламы по сохранению природы или создание сценки по репродукциям картин Л.Р. Прозорова "Семья" или "Вал возьман" ("Пастьба лошадей").