Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

127.7. Содержание обучения в 6 классе

127.7. Содержание обучения в 6 классе.

127.7.1. О литературе, писателе и читателе.

Литература и другие виды искусства.

127.7.2. Устное народное творчество.

Предания о нартах: "Батэрэз Нэсрэн-жьакIэ хуит къызэрищIыжар" ("Как Батараз спас Насран-Жаче"), "Нарт Бэдынокъуэрэ иныжьымрэ" ("Нарт Бадиноко и великан"), "Ашэмэз и пшыналъэ" ("Наигрыши Ашемеза"), "Лъэпщ Iэдэ зэрищIар" ("Как Тлепш смастерил щипцы"). Образы нартских героев. Жанровые признаки. Реальное и вымышленное в предании. Народная мудрость и мораль преданий. Сюжетно-композиционное построение.

Предание "Сосрыкъуэ" ("Сосруко"). Сосруко - герой нартского эпоса. Сюжеты преданий о Сосруко: "Сосрыкъуэ нарт хасэм япэ зэрыкIуауэ щытар" ("Как Сосруко первый раз пошел в Хасэ"), "Сосрыкъуэ мафIэр кызэрихьар" ("Как Сосруко добыл огонь"). Художественные приемы воссоздания исторических и вымышленных образов-персонажей.

Предание "Андемыркъан и хъыбар" ("Предание об Андемиркане"). Образ Андемиркана как освободителя угнетенных. Сила и отвага богатыря в борьбе со злом.

127.7.3. Творчество адыгских джэгуакIуэ (джегуако-сказителей).

Б.М. Пачев. Стихотворение "Псалъэ пэжхэр" ("Правдивые слова"). Основная мысль стихотворения. Наставления в форме стихов.

127.7.4. Литература кавказских народов.

Х.Э. Дзасежев. Рассказ "Уэкъулэ" ("Просьба о помощи"). Сюжет произведения. Образы детей в произведении. Проблема социального неравенства в обществе.

А.А. Шогенцуков. Повесть "Хьэжыгъэ пут закъуэ" ("Пуд муки"). Сюжет и композиция произведения. Образы Хасета и Хамида. Проблема социального неравенства в обществе.

А.А. Кешоков. Поэма "Адэ" ("Отец"). Тема патриотизма в поэме. Проблема оставаться верным своей Родине в суровых условиях войны. Образы героев.

Межпредметная связь с предметом "Литература": Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" и поэма "Адэ" А. Кешокова. Повесть "Тарас Бульба" о любви к Родине и предательстве одного из сыновей.

З.М. Налоев. Рассказ "Дыгъэ шыщIэ" ("Солнечный жеребенок"). Сюжет и композиция произведения. Проблема выбора перед долгом и сердцем.

Р.М. Хахандуков. Предание "Шыхъуэ щIалэм и лIыгъэ" ("Смелость табунщика"). Сюжет предания. Проблема взаимоотношения личности и истории, человека и окружающего его мира. Образы героев произведения. Отличие народных преданий от авторских.

127.7.5. Черкесская литература 20 - 30-х годов XX века.

А.Н. Охтов. Биография и творчество. Рассказ "Дудакъ" ("Дрофа"). Тема и идея рассказа. Тема нравственности. Бережное отношение к природе, к животным. Тема экологии в творчестве писателя.

127.7.6. Черкесская литература 60 - 80 годов XX века.

И.Х. Хакунов. Стихотворение "Кавказ". Пейзажная лирика и авторская позиция. Природа как средство художественного изображения малой Родины.

Межпредметная связь с предметом "Литература": описание Кавказа А.С. Пушкиным в стихотворении "Кавказ" и М.Ю. Лермонтовым в стихотворении "Кавказ". Выразительные средства, используемые поэтами для описания Кавказа.

С.М. Хапанцев. Биография и творчество. Рассказ "УщыкIмэ Iуэхущ" ("Плохо, когда ты избалован"). Сюжет и композиция произведения. Проблема нравственности. Авторская позиция в отношении героев произведения.

Т.Х. Кантемиров. Сатирические рассказы "КIасэу къыгурыIуащ" ("Поздно понял"), "Рэмэд танэм зэригъэсар" ("Как теленок учил Рамада"). Сюжет рассказов. Идейно-тематическое своеобразие произведений. Главные герои.

Х.Н. Гозгешев. Биография и творчество. Басня "Вымрэ жэмымрэ" ("Бык и корова"). Тема и идея басни. Образы героев басни. Межпредметная связь с предметом "Литература": басни И.А. Крылова.

Ф.И. Китов. Биография и творчество. Рассказ "ГъащIэм щыщ ткIуэпс" ("Капля жизни"). Сюжет произведения. Тема мужества и героизма в мирное время. Отношение автора к образу Даду.

Внеклассное чтение: С.М. Мафедзев. Рассказ "Адыгэ хабзэ" ("Адыгские законы").

Х.Я. Абитов. Биография и творчество. Стихотворения "Уэшх мыухыж" ("Нескончаемый дождь"), "Жыгхэр згъэкуэшахэт" ("Я пересадил деревья"), "ЩIыгу здалъхуар зэрамыIэжым" ("У них нет уже Родины"). Мотивы стихотворений. Тема патриотического воспитания детей. Изображение судьбы нации, народа в образах корабля, бури, волны и пропасти. Связь человека с миром, единство с природой.

Х.М. Братов. Повесть "Гугъэр адэжь щIэинщ" ("Надежда - наследство предков"). Сюжет повести. Нравственная сторона произведения. Психологический образ литературного героя. Образы героев произведения.

Х.М. Шоров. Стихотворение "Адэм и фэеплъ" ("Память отца"). Мотив произведения. Восхваление храбрости и мужества советского солдата. Чувство долга перед Родиной.

127.7.7. Черкесская литература 40 - 50-х годов XX века.

А.М. Ханфенов. Стихотворение "Къущхьэдэс къалэ Черкесск" ("Горный аул Черкесск"). Поэтический образ родного города. Музыкальность и поэтическая глубина изображения.

Теория литературы: понятие о поэме, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, понятие об идее произведения.