Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

40.5. Пояснительная записка

40.5. Пояснительная записка.

40.5.1. Программа по родному (карачаевскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родному (карачаевскому) языку обеспечивает возможность применения средств, релевантных для методической системы развивающего обучения: диктанты, лингвистические задачи, лингвистический эксперимент, метод языкового анализа, развивающая графическая наглядность, развивающие лингвистические игры, развивающие методы и приемы обучения, сочинения и изложения, упражнения на конструирование и переконструирование языкового материала, проектная деятельность. Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также создание условий для эффективного развития разных по уровню подготовки обучающихся.

Особое место в программе по родному (балкарскому) языку занимают межпредметные связи, актуализирующие целевые и содержательные совпадения, а также организационные формы использования аутентичного материала в процессе изучения тех или иных явлений, что предполагает использование следующих видов межпредметного материала:

1) понятийно-терминологического, учитывающего общее содержание учебных предметов на основе одинаковых понятий;

2) коммуникативно-речевого, проявляющегося в общности правописных навыков и речевых умений;

3) учебно-дидактического, нацеленного на использование неконтекстного и контекстного материала других наук на уроках родного (карачаевского) языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих изучаемые языковые или речевые явления.

40.5.2. Тематика учебных текстов ориентирована на формирование гражданских и патриотических чувств, нравственного сознания, культурных ценностей. Состав видов учебной деятельности направлен на овладение родным (карачаевским) языком с охватом его функционального разнообразия: как средства коммуникации, как формы выражения культуры, как инструмента научного мышления и познания мира.

Содержание программы по родному (балкарскому) языку обеспечивает развитие у обучающихся культуры владения родным (карачаевским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами карачаевского литературного языка, правилами карачаевского речевого этикета, формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие языкового наследия карачаевского народа, освоение духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.

40.5.3. Содержание программы по родному (балкарскому) языку направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности в целом.

В содержании программы по родному (карачаевскому) языку выделяются следующие содержательные линии:

Первая содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: "Речь и речевое общение", "Речевая деятельность", "Текст", "Функциональные разновидности языка".

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: "Общие сведения о языке", "Фонетика и орфоэпия", "Графика", "Морфемика и словообразование", "Лексикология и фразеология", "Морфология", "Синтаксис", "Культура речи", "Правописание: орфография и пунктуация". В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.

При изучении каждого раздела программы по родному (балкарскому) языку обучающиеся получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности программы по родному (карачаевскому) языку, нацеленность на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности обучающихся строятся на основе знаний об устройстве родного языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, а также на воспитание речевой культуры, формирование умений использовать различные виды чтения.

40.5.4. Изучение родного (карачаевского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитание интереса и любви к родному языку;

обучение владению родным языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения.

40.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (карачаевского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).