Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

47.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования

47.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования.

47.11.1. В результате изучения государственного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на крымскотатарском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на крымскотатарском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли крымскотатарского языка в жизни народа, проявление интереса к познанию крымскотатарского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к крымскотатарскому языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на крымскотатарском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

47.11.2. В результате изучения крымскотатарского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

47.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

47.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

47.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

47.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на крымскотатарском языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

47.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

47.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения;

оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

47.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

47.11.3. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

внимательно следить за предоставленной информацией;

эффективно сотрудничать во время парной и групповой работы;

активно применять язык, который изучается;

использовать материалы для самостоятельного изучения;

находить, понимать и при необходимости передавать новую информацию;

воспринимать новый опыт (новый язык, новых людей, новые способы поведения и другое);

давать простые описания разнообразных знакомых объектов, близких к своей сфере интересов;

рассказывать о своих впечатлениях, излагая чувство и собственное отношение;

рассказывать об определенных событиях в личной жизни, жизни своей семьи, друзей (ориентировочный объем высказывания - в пределах 10 предложений);

обмениваться информацией, проверять и подтверждать ее;

реагировать на предложение, утверждение и тому подобное;

аргументировать свое мнение (ориентировочный объем высказывания каждого - в пределах 8 реплик);

искать основную информацию в текстах разнопланового характера (значение незнакомых слов раскрывается на основе догадки, рисунка, сходства с родным языком);

понимать содержание текстов (ориентировочный объем - в пределах 500 печатных знаков);

писать личное письмо, короткие записки или сообщения с целью удовлетворения бытовых повседневных потребностей;

давать простые описания разнообразных знакомых объектов, близких к своей сфере интересов (ориентировочный объем высказывания в пределах 8 предложений).

47.11.4. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать и воспринимать информацию как во время непосредственного общения с собеседником, так и опосредствованного (звукозапись);

понимать основное содержание прослушанных текстов разного характера, которые построены на усвоенном материале;

понимать короткое сообщение, логично строить высказывание по содержанию услышанного, увиденного, прочитанного, используя при этом простые связные предложения;

описывать события, явления, объекты, людей, животных;

излагать свое отношение к предметам, лицам и другим;

давать свою оценку явлениям, событиям и другому;

подготавливать сообщения о своей или чьей-то деятельности с учетом материала к темам общения (объем текста - в пределах 12 предложений);

соблюдать основные нормы крымскотатарского языка;

участвовать в диалоге, обмениваясь информацией, выражая свое мнение, впечатление, отношение относительно конкретных фактов, событий, явлений, предложений (высказывание каждого - в пределах 10 реплик, правильно оформленных);

читать (с полным пониманием) короткие, простые тексты, построенные на знакомом языковом материале;

находить основную информацию в текстах разнопланового характера (значение незнакомых слов раскрывается на основе догадки, рисунка, сходства с родным языком);

понимать содержание текстов (объем - в пределах 600 печатных знаков);

поддерживать письменное общение с другом по переписке;

описывать предмет, лицо, события, явления, объекты, излагать свое отношение к предметам и другое, давать свою оценку явлениям, событиям и другое;

проводить связные сообщения о своей, чьей-либо деятельности, используя приобретенный языковой материал к темам общения (объем письменного сообщения в пределах 12 предложений).

47.11.5. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать информацию как во время непосредственного общения с собеседником, так и опосредствованного (звукозапись);

понимать основное содержание короткого сообщения, текста;

понимать основное содержание прослушанных текстов разного характера, которые построены на усвоенном языковом материале;

логично и последовательно, в соответствии с учебной ситуацией давать развернутое сообщение в пределах тематики, определенной программой;

пересказывать содержание прочитанного или услышанного в форме рассказа, описания;

давать оценку прочитанному или услышанному;

подготавливать сообщение, используя дополнительные сведения (объем высказывания - в пределах 14 предложений);

соблюдать в речи основные нормы крымскотатарского языка;

участвовать в диалоге, обмениваясь информацией на основе прочитанного, услышанного, увиденного, выражая при этом свое мнение (на приобретенном языковом материале, в пределах 10 реплик);

читать тексты (с полным пониманием), построенные на знакомом языковом материале;

находить необходимую информацию в текстах разнопланового характера (значение незнакомых слов раскрывается на основе догадки, рисунка, сходства с родным языком, объяснений в комментарии) (объем - в пределах 700 печатных знаков);

в письменном виде передавать информацию целям, заданиям общения, правильно оформляя сообщение в зависимости от его формы;

описывать предмет, лицо, события, явления, объекты (объем письменного сообщения в пределах 14 предложений).

47.11.6. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать информацию как во время непосредственного общения с собеседником, так и опосредствованного (звукозапись);

понимать содержание текстов в соответствии с тематикой ситуативного общения;

выбирать необходимую информацию из прослушанного;

использовать лингвистическую и контекстуальную догадку, опираясь на сюжетную линию или наглядность;

излагать свои убеждения, мысли, согласие или несогласие в ответ на полученную информацию;

давать сжатые объяснения к плану или идее;

рассказывать истории, сюжет книги или фильма и излагать свое отношение или впечатления (объем высказывания - в пределах 16 предложений);

соблюдать основные нормы крымскотатарского языка;

вести беседу с одним или несколькими лицами в пределах определенной ситуации общения, а также, используя информацию из прочитанного, услышанного, увиденного;

участвовать в диалогах разных типов, обмениваясь информацией, выражая свое мнение, впечатление, отношение относительно конкретных фактов, событий, явлений, предложений;

участвовать в дискуссии, аргументируя свою точку зрения (высказывание каждого - в пределах 10 реплик, правильно оформленных);

читать тексты, построенные на знакомом языковом материале;

находить необходимую информацию в текстах разнопланового характера (объем - в пределах 800 печатных знаков);

передавать в письменной форме содержание услышанного, прочитанного, увиденного;

описывать предмет, лицо, события, явления, объекты (объем письменного сообщения в пределах 16 предложений).

47.11.7. Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать информацию как во время непосредственного общения с собеседником, так и с помощью звукозаписи;

понимать основное содержание текстов в соответствии с тематикой ситуативного общения, выделяя главную мысль (идею), дифференцируя основные факты и второстепенную информацию;

выбирать необходимую информацию из прослушанного;

использовать лингвистическую и контекстуальную догадку, опираясь на сюжетную линию или наглядность;

высказываться в соответствии с определенной ситуацией или в связи с прочитанным, услышанным, увиденным;

описывать объекты повседневного окружения, события и виды деятельности, в которых обучающийся участвует;

рассказывать о повседневной жизни, о прошлой деятельности, о планах на будущее, придерживаясь нормативного вещания (объем высказываний - в пределах 18 предложений);

вести беседу или диалог в соответствии с коммуникативной ситуацией в рамках тематики, определенной программой;

расширять предложенную собеседником тему разговора, переходить на другую тему (высказывание каждого - в пределах 10 реплик, правильно оформленных);

читать тексты (с полным пониманием), построенные на знакомом языковом материале;

находить необходимую информацию в текстах разнопланового характера (значение незнакомых слов раскрывается на основе догадки, рисунка, сходства с родным языком, объяснений в комментарии);

работать с текстом или серией текстов с целью поиска необходимой информации (объем - в пределах 900 печатных знаков);

заполнять анкету, писать поздравление, приглашение, объявление, записку, сообщение;

писать сочинение (письмо), излагая свои впечатления и мысли о главных героях литературных произведений, событиях, объектах, явлениях, фактах (объем - в пределах 18 предложений).