Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

60.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне основного общего образования

60.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне основного общего образования.

60.11.1. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (селькупском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (селькупском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (селькупского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (селькупского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (селькупскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый и безопасный образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

60.11.2. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

60.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

60.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

60.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

60.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (селькупском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта.

60.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

60.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость.

60.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды.

60.11.3. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать язык как средства общения, владения родным языком как признака принадлежности народности;

анализировать строение словосочетаний, устанавливать связь между словами и составлять словосочетания с учетом норм лексической и грамматической сочетаемости слов;

понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, характеризовать предложения по цели высказывания, устанавливать связь между членами предложения по вопросам, определять правильный порядок слов в предложении и составлять монологическое высказывание по типу рассуждения;

анализировать образцы текстов, содержащих дополнение, определение, обстоятельства разных групп, выполнять по плану синтаксический разбор предложения;

выразительно читать предложения с прямой речью разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, образцы диалогической и монологической речи и инсценировать диалоги (по выбору обучающихся);

анализировать звучащую речь, обозначать звуки в транскрипции (без использования термина), использовать алфавит селькупского языка при поиске информации в учебнике, словарях;

соблюдать основные орфоэпические нормы литературного родного (селькупского) языка (в рамках изученного);

работать с толковым словарем, различать омонимы и многозначные слова, осмыслять роль использования в речи синонимов, антонимов;

использовать слова в речи с соблюдением основных лексических норм литературного родного (селькупского) языка (в рамках изученного);

распознавать части речи, давать характеристику частей речи по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, выполнять морфологический разбор частей речи;

грамотно писать слова различных частей речи, орфограммы в них с соблюдением орфографических правил (в рамках изученного);

систематизировать с помощью учителя ранее изученные материалы.

60.11.4. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

осознавать историю изучения селькупского языка, создания селькупской письменности;

работать с лексическими единицами, многозначными словами, синонимами, антонимами, распознавать в речи диалектизмы, заимствованные слова, устаревшую лексику и фразеологизмы на селькупском языке;

понимать и объяснять фонетическую особенность верхнетолькинского диалекта, диалектные особенности лексики тазовского наречия, находить слова в словарях и текстах;

осуществлять склонение, словообразование имен существительных (лично-притяжательных форм существительного);

распознавать признаки прилагательного, находить их в тексте, определять степени сравнения имен прилагательных, осуществлять словообразование имен прилагательных;

различать, группировать имена числительные по разрядам (количественные, порядковые, собирательные, дробные числительные, простые, сложные, производные, составные числительные), правильно употреблять их в речи;

давать определение местоимению, находить его в тексте, склонять личные местоимения, распознавать их (лично-определительные, возвратные, вопросительные, указательные, неопределенные, определительные местоимения);

определять вид (переходной, непереходной), наклонения (изъявительное, условное, сослагательное, повествовательное) глаголов, спрягать глаголы;

распознавать признаки наречий;

систематизировать с помощью учителя ранее изученные материалы.

60.11.5. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

составлять план теоретического текста;

использовать глаголы разного наклонения (изъявительного, сослагательного, повествовательного, желательного, долженствовательного, неочевидного, повелительного) при составлении текста;

работать с лингвистическим портфолио;

конструировать текст с причастным оборотом, обособлять распространенное согласованное определение, находить причастия настоящего и прошедшего времени, определять причастия (долженствовательное, предназначительное, лишительное), понимать принципы перехода причастий в прилагательные;

составлять текст описания внешности человека по плану;

обособлять деепричастный оборот в предложении, определять простое деепричастие, деепричастия несовершенного и совершенного видов,

различать наречия по значению (наречия места, времени, цели, меры и степени);

различать числительные по разрядам (составные, порядковые, собирательные, кратковременные);

различать местоимения по разрядам (личные, возвратные, вопросительные, определительные, неопределительные), склонять личные местоимения;

отличать от других частей речи превербы, послелоги (с пространственно-временным значением, выражающие объектные отношения), частицы (грамматические, модальные частицы);

определять и различать сочинительные и подчинительные союзы, модальные слова;

применять изученные правила в учебной практике и повседневной жизни.

60.11.6. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

составлять сообщение об истории изучения селькупского языка, создания селькупской письменности;

объяснять грамматические признаки разных частей речи;

находить в тексте синтаксические единицы, осуществлять синтаксический разбор предложения в художественном тексте (устно и письменно), анализировать в тексте языковые средства;

пояснять функцию главных членов предложения, определять виды сказуемого, находить простое глагольное и именное сказуемое, составное глагольное и именное сказуемое, составлять с ними предложения;

находить в предложении второстепенные члены предложения, распознавать дополнение (прямое и косвенное), определение (согласованное и несогласованное) и обстоятельство, конструировать предложения с ними;

понимать особенности такого вида текста, как характеристика человека, составлять такой текст на селькупском языке;

различать односоставные и двусоставные предложения, их структурно-грамматические особенности и функции, использовать в речи синонимию двусоставных и включенно-личных предложений, распознавать назывные и неопределенно-личные предложения;

понимать синтаксические особенности официально-делового стиля, составлять текст-инструкцию для бытовой ситуации общения на селькупском языке;

определять безличные, полные и неполные предложения, их структурно-грамматические особенности, составлять диалоги с полными предложениями, употреблять полные предложения для создания экспрессии речи на селькупском языке, употреблять отрицательные частицы в предложениях, распознавать односоставные и полные предложения;

правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, при обобщающих словах, с союзами, разграничивать однородные и неоднородные определения в предложении, распознавать сочинительные союзы в предложении;

распознавать служебные части речи, определять частицы по значению (грамматические и модальные), союзы (сочинительные и подчинительные), использовать модальные слова, междометия, звукоподражательные слова в речи, правильно ставить в предложении знаки препинания с ними;

различать способы передачи чужой речи: прямую речь и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, в предложениях с прямой речью и при диалоге, составлять рассказ с диалогом по рисунку, ситуации и схеме, производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

60.11.7. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

составлять письменное сообщение по опорному конспекту о самодийской языковой группе и уральской семье языков, древо уральской семьи языков;

определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи в селькупском языке;

составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану;

находить в тексте синтаксические единицы, конструировать разные словосочетания, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения;

понимать функцию главных членов предложения, согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием, находить в предложениях второстепенные члены, распознавать их виды;

понимать особенности и функции предложений с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения;

понимать структуру простого осложненного предложения, конструировать предложение с причастным, деепричастным оборотами, осложненное предложение с именем действия, и предложение, осложненное сравнительным оборотом;

понимать структуру сложного предложения, находить грамматическую основу сложного предложения, понимать особенности бессоюзных сложных предложений, разграничивать сложные предложения разных типов;

правильно ставить знаки препинания между частями сложносочиненного предложения, определять различия подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях, конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными времени, уступительными, условия, сравнения, изъяснительными;

определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге;

понимать синтаксические особенности официально-делового стиля, составлять текст инструкции для бытовой ситуации общения на селькупском языке;

переводить с помощью словаря слова, небольшой текст на русский и селькупский языки;

употреблять в устной и письменной речи этикетную лексику, применять правила речевого этикета;

систематизировать ранее изученные материалы, в том числе классифицировать гласные и согласные фонемы, применять орфографические навыки и навыки морфологического разбора.