Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

33.10. Содержание обучения в 9 классе

33.10. Содержание обучения в 9 классе.

33.10.1. Тематическое содержание речи.

Terveh elon lad. Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом. Правильное питание. Традиционная вепсская кухня. Tulii elorad. Eloradon 00000116.wmz. Будущая профессия. Выбор профессии. Профориентация в школе. Различные профессии. Получение профессионального образования. Петрозаводский государственный университет. Изучение вепсского языка и культуры в вузе. Сферы применения вепсского языка. Kodimal. На родной земле. Традиционная вепсская культура. Праздничный календарь: Международный день "Калевалы" 28 февраля. Календарные праздники вепсов. День Победы, подвиг народа в произведениях вепсских поэтов и писателей, Герой Советского Союза Анна Лисицына. Известные национальные деятели: Виктор Ершов, Николай Абрамов.

33.10.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог-обмен мнениями: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника, диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот, диалог-обмен мнениями: выражать свою точку мнения и обосновывать ее, высказывать свое согласие (несогласие) с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий или без опор с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 8 реплик со стороны каждого собеседника в рамках комбинированного диалога, до 6 реплик со стороны каждого собеседника в рамках диалога - обмена мнениями. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), рассуждение, выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному (прочитанному), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте, составление рассказа по картинкам, изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования. Объем монологического высказывания - 10 - 12 фраз.

Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное, использование переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять нужную (интересующую, запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать базовому уровню (A2 - допороговому уровню по общеевропейской шкале). Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2 минут.

Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу) текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий, разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части, озаглавливать текст (его отдельные части), игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова. Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации. Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма). Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать базовому уровню (A2 - допороговому уровню по общеевропейской шкале). Объем текста (текстов) для чтения - 500 - 600 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 120 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста. Объем письменного высказывания - до 120 слов, заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного (прослушанного) текста, преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации, письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).

33.10.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Выражение модального значения, чувства и эмоции. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 110 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, при вводных словах, обозначающих порядок мыслей и их связь. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в вепсском языке нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем - 1200 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1050 лексических единиц, изученных ранее) и 1350 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1200 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций вепсского языка. Различные структурные типы словосочетаний (субстантивные, адъективные, глагольные, наречные) с учетом вида подчинительной связи: согласования, управления, примыкания. Основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей (речевых образцов): повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Общий вопрос, специальные вопросы с вопросительными словами, альтернативный вопрос. Неполные вопросительные предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в вепсском языке на основе моделей (речевых образцов): интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, результативная конструкция с транслативом, результативная конструкция с элативом, предикативное предложение, предложения с семантикой состояния, кванторное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различных типов, сложноподчиненные предложения с придаточным в функции определения, в функции объекта, в функции обстоятельства. Различные типы односоставных предложений: определенно-личные односоставные предложения, обобщенно-личные предложения, безличные предложения. Личные формы глагола в функции сказуемого простого предложения, модальные глаголы в составе сказуемого. Существительное, местоимение в функции подлежащего. Номинатив и партитив грамматического субъекта. Придаточное предложение в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемоего в лице и числе. Различные типы определений: согласованное определение, генитивное определение. Номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Падежные формы существительных и прилагательных, относящихся к различным типам склонения, одноосновные и двуосновные имена. Формы множественного числа существительных, прилагательных, местоимений в номинативе и косвенных падежах. Падежные формы именных частей речи: партитив множественного числа, генитив множественного числа, формы множественного числа внутренне-местных и внешне-местных падежей. Формы эссива, комитатива, абессива, транслатива, терминатива. Различные местоимения с учетом особенностей их склонения по падежам и числам: указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Различные формы склонения указательных, вопросительных, относительных, определительных, отрицательных, неопределенных местоимений. Степени сравнения прилагательных: компаратив, суперлатив, в том числе в различных падежных формах единственного и множественного числа. Формы простого претерита (имперфекта) глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы перфекта глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы плюсквамперфекта глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные формы единственного и множественного числа). Формы презенса, имперфекта, перфекта, плюсквамперфекта возвратного спряжения. Формы презенса и имперфекта, перфекта, плюсквамперфекта кондиционала (утвердительные и отрицательные формы). Формы 1 и 2 причастий актива, формы причастия пассива. Формы презенса и имперфекта неопределенного лица. Формы иллатива, инессива, элатива III инфинитива. Глаголы вепсского языка с учетом их управления. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Различные предлоги и послелоги, союзы.

33.10.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своего региона, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции, обычаи, традиции в питании и проведении досуга, система образования). Знание социокультурного портрета родной страны и своего региона: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников, с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми), с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для подростков на вепсском языке. Формирование элементарного представление о различных вариантах вепсского языка. Осуществление межличностного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своего региона. Соблюдение нормы вежливости в общении. Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на вепсском языке, правильно оформлять свой адрес на вепсском языке (в анкете), правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, кратко представлять Россию и Республику Карелия, кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Карелия (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании, достопримечательности), кратко представлять некоторых выдающихся людей родной страны и своего региона (ученых, писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, спортсменов и так далее), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут, уточнить часы работы и так далее).

33.10.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при говорении и письме - перифраза (толкования), синонимических средств, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики. Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.