Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

140.2. Пояснительная записка

140.2. Пояснительная записка.

140.2.1. Программа по иностранному (китайскому) языку на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

140.2.2. Программа по иностранному (китайскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, дает представление о целях образования, развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования средствами учебного предмета "Иностранный (китайский) язык". Программа по иностранному (китайскому) языку устанавливает распределение обязательного предметного содержания по годам обучения, последовательность их изучения с учетом особенностей структуры китайского языка и родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей китайского языка с содержанием других общеобразовательных предметов на уровне основного общего образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся. В программе по иностранному (китайскому) языку для основного общего образования предусмотрено дальнейшее развитие всех речевых умений и овладение языковыми средствами, представленными в федеральной рабочей программе начального общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования по китайскому языку.

140.2.3. Иностранный (китайский) язык играет важную роль в образовании и воспитании современного обучающегося, живущего в условиях динамичного, стремительно меняющегося поликультурного и плюрилингвального мира. Иностранный (китайский) язык способствует общему речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию, расширению кругозора, воспитанию гражданской идентичности, формированию коммуникативной культуры и пониманию важности диалога культур.

140.2.4. Построение программы по иностранному (китайскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе: в каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые требования. В процессе обучения освоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.

140.2.5. Изучение иностранного (китайского) языка значительно расширяет кругозор обучающихся, формирует многоплановую картину мира, культуру толерантности и диалога, навыки мирного разрешения противоречий, сотрудничества и уважения к культурным и личностным различиям, навыки представления родной страны на изучаемом языке.

140.2.6. Цели иноязычного образования формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных, метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки являются средством общения и самореализации и социальной адаптации, развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания гражданина, патриота, развития национального самосознания.

140.2.7. Целью иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких ее составляющих, как:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурная (межкультурная) компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся 5 - 9 классов на разных этапах (5 - 7 и 8 - 9 классы), формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

140.2.8. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией, средствами иностранного (китайского) языка формируются компетенции: образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

140.2.9. В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, основными подходами к обучению иностранному (китайскому) языку признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного общего образования, использования новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и другие) и использования современных средств обучения.

140.2.10. Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (китайского) языка, - 510 часов: в 5 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

140.2.11. Поскольку, в отличие от европейских языков, для китайского языка определение уровня в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком является затруднительным, среди ключевых предметных результатов на уровне основного общего образования можно зафиксировать владение выпускником 9 класса умениями осуществлять устную и письменную коммуникацию на китайском языке непосредственно и опосредованно (в том числе в Интернете) на уровне, сопоставимом с допороговым (A2 или A2+ в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком). Развитие коммуникативной компетенции на данном уровне позволит успешно применять китайский язык для продолжения образования на уровне среднего общего образования, дальнейшего самообразования и практики общения в пределах изученного языкового материала.