Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

93.5. Пояснительная записка

93.5. Пояснительная записка.

93.5.1. Программа по родной (башкирской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

93.5.2. Программа по родной (башкирской) литературе предполагает изучение башкирской литературы, сведений из истории и культуры башкирского народа, его обычаев, традиций, предполагает совместное изучение литературы и культуры, рассмотрение их в качестве духовного наследия, воспроизводящего менталитет башкирского народа, направлена на реализацию воспитательных возможностей родной (башкирской) литературы, привитие уважения к родной (башкирской) литературе, культуре.

93.5.3. Программа по родной (башкирской) литературе обеспечивается содержательными связями с учебными предметами гуманитарного цикла: "Родной (башкирский) язык", "История", "Литература". В содержании программы по родной (башкирской) литературе наряду с образцами башкирского народного творчества, башкирской литературы широко представлены произведения татарской, казахской и другой национальной литературы, а также русской литературы.

93.5.4. В качестве текстов для чтения отобраны яркие образцы башкирского устного народного творчества (сказки, эпосы, кубаиры, тексты народных песен, предания, пословицы, загадки), башкирской художественной литературы, литературно-публицистические тексты, связанные с историей, культурой, жизнедеятельностью башкирского народа, особенностями природы. Предусматривается знакомство с биографиями авторов. При подборе литературных текстов учитывались, в первую очередь, их гуманистическое содержание, художественная ценность, возможность положительного влияния на личность обучающегося. Основу программы по родной (башкирской) литературе составляют известные произведения башкирской литературы, важное место отводится произведениям, отражающим народный менталитет, описывающим историю и культуру народа.

93.5.5. В содержании программы по родной (башкирской) литературе выделяются следующие проблемно-тематические блоки:

5 класс: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето";

6 класс: "Учение - родник знаний", "Прожитая жизнь - память", "Северные Амуры", "Развилистый Уралтау", "Башкирские народные обычаи", "Уходили башкиры на войну", "Народные поэты и писатели Башкортостана";

7 класс: "Завещание предков", "В дружбе и единстве - сила", "Идет белый-белый снег", "Самое дорогое - мамы!", "Эх, приходит веселая весна!";

8 класс: "Школа - родник знаний", "Осень - трудовая пора и пора изобилия", "Учитель - какое прекрасное слово", "Салават батыр", "Зима", "Время славы и доблести", "Бурно приходит весна", "Край родной - мой Урал";

9 класс: "Живые родники", "Край родной", "Славная история", "Батыр и верный конь", "День Победы".

93.5.6. Изучение родной (башкирской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание и развитие личности обучающегося через приобщение к духовно-нравственным ценностям башкирской литературы и культуры, ценностям народов Российской Федерации;

развитие эстетического вкуса, художественно-творческих и познавательных способностей обучающихся, их общей читательской культуры, представлений о специфике литературы в ряду других искусств, об историко-литературном процессе;

выявление взаимосвязи родной (башкирской) литературы с историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры башкирского народа в родной литературе;

развитие умений анализа и интерпретации художественных произведений, создания устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки в отношении прочитанного.

93.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (башкирской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).