Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

82.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (лесному юкагирскому) языку на уровне основного общего образования

82.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (лесному юкагирскому) языку на уровне основного общего образования.

82.11.1. В результате изучения родного (лесного юкагирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (лесном юкагирском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (лесном юкагирском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (лесного юкагирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (лесного юкагирского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (лесному юкагирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (лесном юкагирском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

82.11.2. В результате изучения родного (лесного юкагирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

82.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

82.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

82.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

82.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (лесном юкагирском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

82.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

82.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

82.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

82.11.3. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (этикетный диалог, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 5 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание; повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 5 - 6 фраз); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 5 - 6 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 1 минуты);

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения - 100 - 180 слов);

писать короткие поздравления с праздниками;

писать короткое сообщение с использованием образца, по ключевым словам (до 50 слов);

правильно произносить специфические звуки лесного юкагирского языка, графически корректно писать буквы юкагирского алфавита, правильно писать изученные слова;

выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 85 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 600 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, включая изученную на уровне начального общего образования лексику;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи: имена существительные в единственном и множественном числе, падежные формы существительных, имена существительные с притяжательным суффиксом -ги, существительные с уменьшительным суффиксом -диэ и увеличительным -тэгэ, глаголы настояще-прошедшего время в разных лицах и числах, отрицательную частицу эл, личные местоимения и их формы;

иметь представление о количественных числительных, использовать их формы;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении однородных членов предложения, выраженных существительным;

выделять в простом предложении подлежащее и сказуемое;

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство, прощание, благодарность).

82.11.4. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (этикетный диалог, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) зрительными опорами (до 5 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 7 - 8 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 1 минуты);

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения - 180 - 250 слов);

писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 70 слов);

создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 70 слов);

правильно произносить специфические звуки лесного юкагирского языка; правильно писать изученные слова;

выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 700 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи: имена существительные в единственном и множественном числе, падежные формы существительных, имена существительные с притяжательным суффиксом -ги, сложные слова-существительные с соединительным формантом -д-, глаголы настояще-прошедшего в разных лицах и числах, глаголы изъявительного и побудительного наклонений, личные, вопросительные, указательные, притяжательные местоимения, количественные и атрибутивные числительные, наиболее употребительные наречия;

выделять в простом предложении подлежащее и сказуемое;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении однородных сказуемых;

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство, прощание, просьба, благодарность);

обладать базовыми знаниями о культурном наследии юкагирского народа.

82.11.5. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (этикетный диалог, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 6 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 - 9 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 1,5 минут);

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения - до 350 слов);

создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 80 слов);

писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 80 слов);

правильно произносить специфические звуки лесного юкагирского языка, правильно писать изученные слова;

выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 100 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 850 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи: имена существительные в единственном и множественном числе, падежные формы существительных, форму сравнения титэ, глаголы настояще-прошедшего и будущего времени в разных лицах и числах, глаголы изъявительного, побудительного, сослагательное и очевидного наклонений, имена действия; личные, вопросительные, указательные, притяжательные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения, количественные, атрибутивные и порядковые числительные, определительные и обстоятельственные наречия, наиболее употребительные послелоги;

выделять главные и второстепенные члены предложения;

использовать запятую в сложном бессоюзном предложении;

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство, прощание, просьба, благодарность);

обладать базовыми знаниями о культурном наследии юкагирского народа.

82.11.6. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (этикетный диалог, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 7 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 9 - 10 фраз); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 9 - 10 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 2 минут);

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме (объем текста для чтения - до 350 слов);

писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 90 слов);

создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 90 слов);

правильно произносить специфические звуки лесного юкагирского языка, правильно писать изученные слова;

выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 110 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 1000 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи: имена существительные в единственном и множественном числе, падежные формы существительных, глаголы настояще-прошедшего и будущего времени в разных лицах и числах, глаголы изъявительного, побудительного, сослагательное и очевидного наклонений, начинательный, продолжающийся, однократный, многократный виды глагола, имена действия, личные, вопросительные, указательные, притяжательные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения, количественные, атрибутивные и порядковые числительные, определительные и обстоятельственные наречия, наиболее употребительные послелоги, числительные, причастия;

выделять главные и второстепенные члены предложения;

использовать запятую в сложном союзном и бессоюзном предложении; осуществлять межличностное общение с соблюдением норм речевого этикета; кратко представлять малую родину (природа, выдающиеся люди).

82.11.7. Предметные результаты изучения родного(ого) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (этикетный диалог, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов), диалог обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до 6 - 8 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 9 - 10 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 9 - 10 фраз);

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 2 минут);

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме (объем текста для чтения - 400 - 550 слов);

писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 100 слов);

создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 100 слов);

выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 120 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 1200 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи: имена существительные в единственном и множественном числе, падежные формы существительных, глаголы настояще-прошедшего и будущего времени в разных лицах и числах, глаголы изъявительного, побудительного, сослагательное и очевидного наклонений, начинательный, продолжающийся, однократный, многократный виды глагола, страдательный, понудительный, возвратный, взаимный залоги глагола, имена действия, личные, вопросительные, указательные, притяжательные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения, количественные, атрибутивные и порядковые числительные, наречия, образованные от числительных, определительные и обстоятельственные наречия, послелоги, причастия, деепричастия, наиболее употребительные служебные слова;

использовать запятую в сложном союзном и бессоюзном предложении;

кратко представлять малую родину (природа, выдающиеся люди).