Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

26.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне основного общего образования

26.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне основного общего образования.

26.11.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (балкарском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (балкарском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (балкарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (балкарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (балкарского) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (балкарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

26.11.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

26.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

26.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

26.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

26.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (балкарском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

26.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

26.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

26.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

26.11.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть основными правилами правописания, понятиями синтаксиса и пунктуации;

сравнивать предложение и словосочетание, описывать их сходство, различие, различать, сравнивать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, нераспространенные и распространенные предложения;

находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах;

находить в тексте простое предложение, проводить синтаксический разбор простого предложения;

определять сложные предложения, предложения с прямой речью;

ориентироваться в структуре текста, делить текст на смысловые части, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), делить текст на абзацы, устанавливать связи между частями текста, находить ключевые слова, определять виды связи предложений в тексте;

различать типы текстов (повествование, описание, рассуждение), передавать содержание повествовательного текста по составленному плану;

создавать тексты с учетом требований к построению связного текста, писать изложение, редактировать текст, строить учебные монологи и диалоги;

владеть основными понятиями фонетики, понимать смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные, их сильные и слабые позиции, учитывать закон сингармонизма, проводить фонетический анализ слова;

соблюдать правописание разделительных ъ и ь;

переносить слова по правилам;

писать безударные гласные в корне слова;

соблюдать нормы орфоэпии балкарского языка;

овладевать основными понятиями лексикологии, понимать различие лексического и грамматического значений слова;

различать и употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, исконно балкарские и заимствованные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие и новые слова;

выявлять особенности произношения слов, заимствованных из русского языка;

находить в тексте фразеологические обороты, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок, работать с фразеологическим словарем;

понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формообразования и словообразования, распознавать морфемы (корень, основу слова, префикс, суффикс и окончание слова);

образовывать разные слова от одного корня при помощи аффиксов, распознавать однокоренные слова, различать словообразующие и формообразующие морфемы, выполнять морфемный разбор слова;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, проводить словообразовательный анализ слова.

26.11.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

участвовать в беседах, дискуссиях на различные темы;

подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;

воспринимать на слух и понимать основное содержание аудио- и видеотекстов;

корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

писать тексты с использованием картин или любого другого произведения искусства;

различать знаменательные и служебные части речи, лексические и общие грамматические значения частей речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

характеризовать образование имен существительных, объяснять правописание словообразовательных аффиксов имени существительного, образовывать сложные имена существительные и правильно писать их;

определять категорию числа имени существительного;

выявлять категорию падежа и принадлежности (притяжательности) в именах существительных;

склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;

выделять падежные аффиксы непритяжательных имен существительных, определять основной падеж и нулевую падежную форму, родительный и винительный падежи;

писать непритяжательные имена существительные в формах родительного и винительного падежей, непритяжательные имена существительные в форме дательного падежа, различать местный и исходный падежи имени существительного;

объяснять особенности склонения притяжательных имен существительных и их правописание;

проводить морфологический разбор имени существительного;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его образование и роль в речи;

образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;

различать качественные и относительные прилагательные;

правильно писать имена прилагательные;

объяснять функционирование имен прилагательных в предложении;

проводить морфологический разбор имени прилагательного;

определять лексико-грамматическое значение имени числительного;

распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;

распознавать простые, сложные, составные имена числительные;

образовывать имена числительные различных разрядов;

объяснять правописание имен числительных; проводить морфологический разбор имени числительного;

определять лексико-грамматическое значение наречия, указывать способы образования наречий;

распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели);

выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;

объяснять правописание сложных наречий;

проводить морфологический разбор наречия;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;

склонять местоимения по падежам;

образовывать местоимения;

распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;

объяснять правописание местоимений;

проводить морфологический анализ местоимений;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы балкарского литературного языка.

26.11.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

давать развернутые ответы на устные и письменные вопросы;

характеризовать глагол как часть речи, объяснять словообразование глагола;

распознавать спрягаемые личные формы глагола в изъявительном, повелительном, условном и желательном наклонении;

определять общее значение, употребление в речи изъявительного, повелительного, условного и желательного наклонений глагола;

образовывать временные формы глагола;

различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени в положительном и отрицательном аспектах;

образовывать вопросительную форму глагола;

определять залоговые формы глагола (основной, возвратный, взаимно-совместный, понудительный, страдательный залоги);

различать переходные и непереходные глаголы;

определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;

определять неспрягаемые (неличные) формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);

объяснять правописание временных форм глагола;

проводить морфологический разбор глагола;

различать послелоги и послеложные слова;

употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;

проводить морфологический разбор послелогов и послеложных слов;

распознавать союзы, классифицировать союзы (сочинительные и подчинительные), объяснять правописание союзов, проводить морфологический разбор союзов;

определять частицы, их значение и систематику (указательные, усилительные, утвердительные, отрицательные, вопросительные, определительные частицы), объяснять правописание частиц, проводить морфологический разбор частиц;

различать первичные и производные междометия, объяснять функциональные особенности междометий, различать междометия, выражающие упрек, призыв, испуг, восхищение, пренебрежение, сожаление, клятву, проводить морфологический анализ междометий;

определять модальные слова, значения, объяснять функциональные особенности модальных слов, проводить морфологический разбор модальных слов;

употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы.

26.11.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

объяснять значение сохранения и развития балкарского языка;

находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое слово, способ связи слов в словосочетании, различать именные и глагольные словосочетания, проводить синтаксический разбор словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое ударение;

различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать простые, сложные и развернутые глагольные и именные сказуемые, характеризовать способы их выражения, ставить тире между главными членами предложения;

выделять в предложении второстепенных членов по их признакам, распознавать в тексте прямое и косвенное дополнение;

распознавать определение, способы выражения определений, различать приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания при приложении;

распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели, причины;

моделировать односоставные и двусоставные предложения разных типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, косвенно-субъектные, безличные, номинативные предложения, находить в тексте неполные предложения, проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений;

различать неполные предложения: контекстуальные, ситуативные, эллиптические, проводить синтаксический разбор неполных предложений;

выделять предложения с прямой и косвенной речью, понимать основные схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в таких конструкциях, выделять цитаты знаками препинания;

понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное, правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

различать вводные слова, предложения и члены предложения, пользоваться вводными словами и предложениями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания, соблюдать интонацию и пунктуацию в предложениях с вводными словами и предложениями;

владеть основными правилами пунктуации при выделении обособленных членов предложения, определять виды обособления, выделять в тексте обособленные дополнения, определения, приложения, уточняющие члены предложения, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, проводить синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

26.11.7. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

кратко излагать результаты выполненной проектной работы на балкарском языке;

извлекать информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензию);

классифисировать сложные предложения на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, определять средства связи компонентов сложного предложения;

употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, различать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте, анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов, различать сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

правильно строить сложное предложение с сочинительными союзами;

выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;

определять синтетические средства связи в сложноподчиненном предложении;

распознавать средства связи в сложноподчиненном предложении;

выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные);

ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

проводить синтаксический разбор сложных предложений;

определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический).