Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

53.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (мокшанскому) языку

53.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (мокшанскому) языку.

53.11.1. В результате изучения родного (мокшанского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (мокшанском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (мокшанском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (мокшанского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (мокшанского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (мокшанскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (мокшанском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

53.11.2. В результате изучения родного (мокшанского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

53.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

53.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

53.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

53.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (мокшанском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

53.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

53.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;

понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

53.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

53.11.3. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

характеризовать мокшанский язык как духовное богатство народа;

различать литературный и диалектный языки и их особенности;

разделять понятия устной и письменной речи;

иметь представление о структуре текста (оглавление, тема, основная мысль, абзац);

выделять основные признаки разговорного, научного, художественного стилей;

иметь представление об основных единицах языка;

характеризовать гласные и согласные звуки; определять лексическое значение, происхождение слова и сферу его использования; иметь представление о частях слова средств образования слов, различать словосочетания, предложения и называть их признаки;

использовать на практике основные правила мокшанской орфографии;

иметь представление об основных нормах мокшанского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

определять тему, основную мысль, оглавление, тип речи и стиль текста;

разбивать текст на абзацы;

проводить фонетический, лексический разбор, разбор слова по составу.

Аудирование и чтение:

правильно понимать значение устной и письменной информации (определять тему, основную, дополнительную мысль текста);

понимать тексты разных типов в разговорном, научном, художественном стилях, овладеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

понимать смысловую и композиционную цельность, связность текста;

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из разных источников, в том числе, из СМИ (журналы "Якстерь тяштеня" ("Красная звездочка"), "Мокша").

Говорение и письмо:

выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);

создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);

создавать письменные монологические и диалогические высказывания, правильно передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;

переводить с русского на мокшанский язык повествовательные тексты;

использовать в речи основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного мокшанского языка;

использовать при письме основные орфографические правила;

писать письмо на родном языке с использованием формул мокшанского речевого этикета.

53.11.4. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать роль и значение мокшанского языка как национального языка мокшанского народа, современное состояние и перспективы развития языка;

понимать смысл понятий "письменная и устная речь", "монолог и диалог"; "ситуация речевого общения";

различать виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

иметь представление об основных признаках разговорной речи, публицистического, учебно-научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

иметь представление об особенностях основных жанров учебно-научного, публицистического стилей и разговорной речи;

находить фразеологизмы;

наблюдать за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка;

употреблять мокшанские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова;

использовать фразеологические словари;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, выделять ключевые слова;

распознавать части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение), называть их признаки, проводить анализ и разбор частей речи, использовать в речи;

сопоставлять существительное, прилагательное, числительное, местоимение в мокшанском и русском языках;

Аудирование и чтение:

анализировать информацию устного и письменного сообщения (определять цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

понимать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное).

Говорение и письмо:

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога и диалога;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного мокшанского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;

видеть в языке отражение культуры и истории народа, использовать в речи мокшанские народные пословицы и поговорки;

осуществлять речевой самоконтроль.

53.11.5. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

определять понятия сферы и ситуации речевого общения;

понимать взаимосвязь между текстом и рассказчиком;

выделять основные признаки и жанровые особенности публицистического, учебно-научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы, разговорной речи;

определять глагол как часть речи, его значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль глаголов;

определять начальную форму глагола (инфинитив), выделять основу глагола;

различать виды глаголов (глаголы, обозначающие многократное действие, однократное действие);

иметь представление о временах глагола (настоящее, будущее и прошедшее), изменять глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем времени;

иметь представление об объектном спряжении глагола;

различать переходные и непереходные глаголы, образовывать отрицательные формы глагола;

иметь представление о наклонениях глагола (изъявительное, повелительное, сослагательное, условное, условно-сослагательное, желательное);

определять способы образования глаголов, выделять парные глаголы;

производить морфологический разбор глагола;

определять причастие как часть речи, его значение и основные грамматические признаки, синтаксическую роль;

различать причастия настоящего и прошедшего времени;

иметь представление об образовании и правописании отрицательных форм причастий;

употреблять в речи причастия, заменяя ими словосочетания, состоящие из причастия и существительного;

сопоставлять причастия в мокшанском и русском языках;

производить морфологический разбор причастия;

определять деепричастие как часть речи, его значение и основные грамматические признаки, синтаксическую роль;

различать формы деепричастий, их образование и правописание, образовывать отрицательные формы деепричастий;

сопоставлять деепричастия в мокшанском и русском языках;

производить морфологический разбор деепричастия;

определять наречие как часть речи, его значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль;

различать разряды наречий (образа действия, времени, места, меры и степени, причины и цели);

образовывать степени сравнения наречий, способы их образования и правописание, образовывать сравнительную степень наречий образа действия;

иметь представление о способах образования наречий в мокшанском языке;

иметь представление о правописании наречий;

сопоставлять наречия в мокшанском и русском языках;

производить морфологический разбор наречия;

определять союз как служебную часть речи, значение и роль союзов в предложении;

различать простые и составные союзы, правильно писать составные союзы;

различать сочинительные и подчинительные союзы;

расставлять знаки препинания в предложениях с союзами;

производить морфологический разбор союза;

сопоставлять союзы в мокшанском и русском языках;

определять послелог как служебную часть речи, морфологические признаки, значение и роль послелогов в предложении;

выделять группы послелогов по значению и употреблению (послелоги, указывающие место, время, причину, цель, меру и степень, притяжательность, сравнение, дополнение, комитативные послелоги);

употреблять послелоги в различных падежах;

производить морфологический разбор послелога;

сопоставлять послелоги с предлогами в русском языке;

определять частицу как служебную часть речи, значение и роль частиц в предложении;

выделять разряды частиц по значению и употреблению (усилительные, выделительные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные);

выделять модальные частицы;

иметь представление о правописании частиц;

производить морфологический разбор частицы;

сопоставлять частицы в мокшанском и русском языках;

выделять междометие как особый разряд слов, значение междометий в речи;

расставлять верные знаки препинания при междометиях;

интонационно выделять предложения с междометиями;

иметь представление о правописании междометий;

сопоставлять междометия в мокшанском и русском языках;

иметь представление о праздниках, обычаях, традициях мокшанского народа;

различать научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

определять функционально-смысловой тип и стиль устных и письменных текстов, выделять ключевые слова, трансформировать рассказ от лица разных героев.

Аудирование и чтение:

анализировать информацию устного и письменного сообщения (определять цель, тему текста, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

понимать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

владеть видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное);

работать с книгой и другими источниками информации, включая СМИ и интернет-ресурсы, применять стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового чтения.

Говорение и письмо:

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного мокшанского литературного языка;

уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

53.11.6. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять мокшанский язык как один из государственных языков Республики Мордовия, описывать его роль, признаки;

различать свободное и устойчивое словосочетания, определять типы связи слов в предложении (управление, примыкание), различать односоставное и двусоставное предложение, главные и второстепенные члены предложения, находить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;

различать тексты разных стилей и типов (повествование, описание, рассуждение), виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

владеть разговорным, публицистическим, деловым, научным, художественным стилями;

пересказывать тексты сжато, выборочно, развернуто;

распознавать именное и глагольное, свободное и устойчивое словосочетания, проводить полный синтаксический разбор предложения;

соблюдать правила пунктуации в предложениях с причастными, деепричастными и вводными оборотами, однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;

определять способы выражения главных и второстепенных членов предложения;

различать типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

иметь представление о структурных типах простых предложений (двусоставные и односоставные);

определять полные, неполные предложения, осложненные предложения;

находить предложения с однородными членами, выделять союзы и обобщающие слова в предложениях с однородными членами;

находить предложения с обращениями, иметь представление о месте обращений в предложении;

выделять предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания в них;

находить предложения с обособленными членами;

определять сложное предложение, его структуру и грамматическую основу, находить средства связи частей сложного предложения, различать виды сложных предложений;

определять бессоюзные сложные предложения, их структуру, видеть смысловые отношения между частями, ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, проводить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения;

переводить с русского на мокшанский язык тексты, состоящие из предложений простой структуры;

истолковывать значения национально маркированной лексики, используя словарь.

Аудирование и чтение:

правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и неконкретная информация, связи между предложениями или отрывками, группировка фактов);

извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации, использовать словари, дополнительную литературу.

Говорение и письмо:

создавать краткий рассказ по содержанию целого произведения или его части, писать изложение;

писать сочинение об одном герое на основе кинофильма, пьесы или произведения;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации при письме;

выделять структурные средства связи предложений в тексте: порядок слов, анафора, синтаксический параллелизм, повтор;

определять вопросительные предложения как средства связи частей текста, различать способы связи (цепная и параллельная);

осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

53.11.7. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

освещать некоторые аспекты истории родного (мокшанского) языка, определять мокшанский язык как один из государственных языков Республики Мордовия и как средство общения мокшанского народа;

выделять основные жанровые особенности разговорного, публицистического, делового, научного, художественного стилей;

применять морфологические знания и умения в практике правописания;

наблюдать за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка;

определять сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения;

владеть способами передачи чужой речи, различать прямую речь и косвенную;

оформлять диалоги, цитаты;

иметь представление о структуре предложений с прямой и косвенной речью;

использовать разговорный, публицистический и художественный стили в своей речевой деятельности;

находить перифразу, олицетворение и гиперболу;

анализировать структуру и особенности языка текста;

соблюдать правила пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях, предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;

определять сложное предложение, выделять в нем грамматическую основу, находить средства связи частей сложного предложения;

определять сложносочиненные предложения, их структуру, виды и способы связи частей, видеть смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять место придаточной части по отношению к главной, ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, проводить его синтаксический разбор;

различать виды сложных предложений, определять сложные предложения с разными видами связи, находить средства связи в них, ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

определять бессоюзное сложное предложение, его структуру, видеть смысловые отношения между частями, ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, проводить его синтаксический разбор;

создавать текст на заданную тему, толковать значения национально маркированных слов, используя словарь.

Аудирование и чтение:

правильно понимать назначение устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная информация), устанавливать связи между частями текста, определять логическую структуру текста;

использовать лингвистические словари, справочную лингвистическую литературу.

Говорение и письмо:

отбирать и использовать языковые средства, исходя из темы, цели, сферы и ситуации речевого общения;

использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);

соблюдать нормы построения текста;

выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

писать краткую рецензию, изложение по содержанию прочитанного произведения;

писать текст-рассуждение на заданную тему;

подготавливать доклады, конспекты, рефераты;

формулировать тезисы, передавать в устной и письменной форме основную мысль произведения;

рассказывать или писать свою автобиографию на родном (мокшанском) языке;

иметь представление об основных изобразительных средствах мокшанского языка;

иметь представление о выдающихся мордовских лингвистов;

переводить с русского на мокшанский язык тексты с осложненными конструкциями;

соблюдать в практике речевого общения основные стилистические нормы современного мокшанского литературного языка и нормы мокшанского речевого этикета;

осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления.