Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

88.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (чувашскому) языку на уровне начального общего образования

88.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (чувашскому) языку на уровне начального общего образования.

88.10.1. В результате изучения государственного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (чувашского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (чувашского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

уважение к чувашскому и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству чувашского и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности государственного (чувашского) языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (чувашского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (чувашского) языка).

88.10.2. В результате изучения государственного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

88.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (чувашского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

88.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

88.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

88.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

88.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

88.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

88.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

88.10.3. Предметные результаты изучения государственного (чувашского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

пользоваться чувашским алфавитом, знать последовательность букв в нем;

произносить и различать на слух все звуки чувашского языка;

соблюдать нормы произношения звуков;

соблюдать правильное ударение в словах и фразах;

соблюдать особенности интонации основных типов предложений;

соблюдать интонацию при чтении;

вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения.

88.10.4. Предметные результаты изучения государственного (чувашского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

сравнивать языковые явления русского и чувашского языков на уровне отдельных звуков, слов, словосочетаний и простых предложений;

применять основные правила чтения и орфографии;

составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;

читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;

писать поздравительную открытку с использованием образца.

88.10.5. Предметные результаты изучения государственного (чувашского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы слов;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному);

воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

находить в тексте нужную информацию;

писать по образцу краткое письмо.

88.10.6. Предметные результаты изучения государственного (чувашского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

рассказывать о себе, своей семье, Чувашской Республике, России, друзьях, школе, любимых животных, каникулах и другом;

иметь представление об основных способах словообразования;

распознавать в речи синонимы, антонимы;

составлять краткую характеристику персонажей;

использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова;

читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;

выражать свое мнение о прочитанном;

составлять план прочитанного текста;

составлять текст по ключевым словам;

осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность.

группировать слова в соответствии с изученными правилами;

опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).