Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

94.8. Содержание обучения в 3 классе

94.8. Содержание обучения в 3 классе.

94.8.1. Содержательная линия "Система языка".

Сведения о родном (эрзянском) языке.

Место эрзянского языка среди других языков народов России, его роль как носителя народной культуры. Значение эрзянского языка, наряду с мокшанским, как государственного языка на территории Республики Мордовия.

Методы познания родного (эрзянского) языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика.

Повторение изученного: звуки и буквы родного (эрзянского) языка; гласные и согласные звуки, их обозначение буквами; согласный твердый (мягкий), парный (непарный), согласный глухой (звонкий), парный (непарный), слог, перенос слова с одной строки на другую, правописание мягкого знака (ь), использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах. Удвоенные согласные.

Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков в словах в соответствии с нормами современного эрзянского литературного языка (на перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Лексика.

Повторение изученного: лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова. Устаревшие слова.

Состав слова (морфемика).

Повторение изученного: корень как обязательная часть слова, однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, выделение в словах корня.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Звонкие, глухие и непроизносимые согласные в корне слова.

Корень, суффикс как значимые части слова. Словообразовательный суффикс. Словоизменительный суффикс. Выявление суффикса в несложных словах. Образование родственных слов с помощью суффиксов.

Морфология.

Части речи. Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, послелог.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Собственные и нарицательные существительные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имя прилагательное - неизменяемая часть речи.

Местоимение. Личные местоимения, их употребление в речи. Понятие о формах 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа местоимения. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

Послелог: общее значение. Мельга, троке, пачк, марто, лангсо, кувалт, пельде и другие слова такого типа - послелоги. Объединение слов в предложении с помощью послелогов.

Синтаксис.

Повторение изученного: предложение, установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении, выделение словосочетаний в предложении, виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации).

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространенные и нераспространенные.

Орфография и пунктуация.

Повторение изученного: орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правописание гласных перед словоизменительными суффиксами имен существительных множественного числа -т (-ть).

Раздельное написание послелогов с именами существительными и личными местоимениями.

94.8.2. Содержательная линия "Развитие речи".

Повторение пройденного: монологическая и диалогическая речь, составление связного текста на заданную тему, использование в нем синонимов и антонимов, создание игровых ситуаций с использованием речевых формул для выражения приветствия, благодарности, прощания.

Художественный текст, его специфика. Средства (слова и словосочетания) художественной выразительности.

Слово и предложение. Текст. Составление предложений различного типа. Связная речь. Специфика связной речи.

Продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Чтение текста с соответствующей интонацией.

Изложения и сочинения различного типа.

Сочинение по картине. Сочинение по наблюдениям за работой взрослых, игрой, учебе.

Нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия при проведении парной и групповой работы.