Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

76.9. Содержание обучения в 4 классе

76.9. Содержание обучения в 4 классе.

76.9.1. Общие сведения о языке. Язык и культура

Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

Статус и основные функции украинского языка в субъекте Российской Федерации. Культура народа, выраженная в фольклорных и литературных текстах на украинском языке, в контексте отечественного и мирового культурного пространства. Контакты украинцев с другими народами. Взаимообогащение культур (на базе изучения заимствованной лексики).

76.9.2. Фонетика и орфоэпия.

Обобщение знаний об образовании звуков речи украинского языка. Звуко-буквенный разбор слов.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка (отрабатывание заданного перечня слов). Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Использование орфоэпических словарей украинского языка с целью определения правильного произношения слов.

76.9.3. Графика.

Развитие письменности на украинском языке (общие сведения). Обобщение знаний об алфавите и небуквенных графических средствах украинского языка.

76.9.4. Лексика.

Повторение: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, определение прямого и переносного значения слова, распределение слов по тематическим группам.

Словарный состав украинского языка. Сходства словарного состава украинского и русского языков.

Заимствованные слова и их правописание.

Устаревшая лексика (общее представление).

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) как средства языковой выразительности (первоначальное представление).

76.9.5. Морфемика.

Состав изменяемых слов, выделение в словах однозначно выделяемых морфем (повторение изученного).

Основа слова.

Состав неизменяемых слов (ознакомление).

76.9.6. Морфология.

Повторение изученного (общее значение, морфологические признаки и употребление имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений. Союзы, предлоги).

Изменение имен существительных по числам и падежам. Формирование умений ставить имена существительные в начальную форму.

Чередование заднеязычных звуков в основе имен существительных. Окончание -и в родительном падеже единственного числа имен существительных женского рода с основой на твердый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стiни, руки, но пiснi, межi, кручi, грушi). Окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имен существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания 00001636.wmz у имен существительных на -iя (лiнiя - 00001637.wmz), окончание -ем у имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание 00001638.wmz у имен существительных с основой на [й'] (гай - 00001639.wmz). Окончания творительного падежа имен существительных II склонения смешанной группы мужского рода на -ар, -яр (вiвчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром).

Наблюдения над параллельными окончаниями одушевленных имен существительных мужского рода в дательном и предложном падежах единственного числа (братовi и брату, батьковi и батьку, Василевi и Василю).

Изменение имен прилагательных по родам, числами и падежам в сочетании с именами существительными. Сопоставление окончаний имен прилагательных с основой на твердый и мягкий согласный в единственном и множественном числе. Употребление падежных форм имен прилагательных во множественном числе. Окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: (хорошi, далекi).

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Произношение и правописание самых употребляемых имен числительных, использование их в речи.

Наречие. Понятие о наречии как части речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами). Неизменяемость как основной грамматический признак наречий.

Глагол. Время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по числам и лицам. Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам (в единственном числе). Произношение глаголов на -ся.

Морфологический разбор изученных частей речи.

76.9.7. Синтаксис.

Повторение изученного: сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением.

Связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов). Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Употребление в речи простых и сложных предложений в соответствии с речевой ситуацией.

Обращение, его функции. Использование в роли обращений форм звательного падежа: друже, Ольго, Василю, Наталко, Наталю, 00001640.wmz, Петрiвно.

Признаки текста (повторение). План текста.

76.9.8. Орфография и пунктуация.

Обобщение изученных правил орфографии: раздельное, слитное и дефисное написание слов.

Правописание заимствованных слов (с использованием академического орфографического словаря).

Правописание форм имен существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тiнню, молоддю, но радiстю, щирiстю).

Употребление ь перед окончаниями имен прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа (00001641.wmz, давнього, братньою, лiтньому, могутньому).

Правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных.

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения.

Правописание глаголов на -ся.

Запятая в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обращении. Запятая в сложных предложениях.