Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

92.6. Содержание обучения в 1 классе

92.6. Содержание обучения в 1 классе.

92.6.1. Начальным этапом изучения родного (эвенский) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". Обучение письму идет параллельно с обучением чтению. На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 56 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (эвенский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (эвенском) языке").

Содержание обучения родному (эвенскому) языку в 1 классе включает обучение грамоте. Обучение эвенскому языку по букварю делится на 2 периода: устный, букварный. Содержание учебного предмета в 1 классе строится на принципе опережения устной речи с учетом формирования элементарных коммуникативных умений у обучающихся, не владеющих или слабо владеющих родным (эвенским) языком.

92.6.1.1. Развитие речи.

Различие устной речи от письменной речи.

Понимание текста при его прослушивании. Понимание обращенных устных высказываний на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций. Понимание просьбы и указаний учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе.

Повторение за учителем речевого образца.

Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи.

Составление небольших рассказов повествовательного характера. Проговаривание монологического сообщения из трех предложений (устных высказываний о себе и окружающей действительности).

Осуществление диалогического общения из 2 - 3 реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание на эвенском языке).

Заучивание речевых фраз: "Дорова!" ("Здравствуй!"), "Як укчэнэк?" ("Как дела?"), "Хи гэрбэс 00003045.png?" ("Как тебя зовут?"), "Би гэрбэв..." ("Меня зовут..."), "00003046.wmz биденни?" ("Как поживаешь?"), "Би аич биддэм!" ("Хорошо я живу!"), "Идук эмэденни?" ("Откуда идешь?"), "Хупкучэктук" ("Я иду со школы"), "Минду... бихни". ("У меня есть...."), "Хинду... биддэн?" ("У тебя есть... ?"), "Минду... ачча". ("У меня нет...."), "Хинду... ачча". ("У тебя нет....").

Перевод слов, предложений текстов с родного (эвенского) языка на русский язык и наоборот.

92.6.1.2. Слово и предложение.

Различие слова от предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение порядка слов в предложении. Восприятие слова, как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Новые слова в рамках тем уроков. Слова, обозначающие предметы (например, названия учебных принадлежностей, игрушек, понятия "школа", "родина", "родной язык", "знакомство", "школа", "учеба", "учитель".), их признаки и действия. Слова, заимствованные из русского языка. Деление слова на слоги. Правила использования слов в устной речи. Прописная буква в предложении и словах. Составление схемы - модели предложения.

92.6.1.3. Фонетика.

Звуки и буквы. Произношение звуков изолированно и в составе слова. Интонационное выделение. Звуковой анализ слова. Звуки [а], [б], [в], [г], [д], [дь], [е], [е], [ж], [з], [и], [й], [к], [л], [м], [н], [нь], 00003047.png, [о], 00003048.png, 00003049.png, [п], [р], [с], [т], [у], 00003050.wmz, [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ], [ы], [э], [ю], [я] и обозначаемые ими буквы. Количество и последовательность звуков в слове. Различие гласных и согласных звуков. Особенность гласных звуков (долгий гласный звук, ознакомление без введения терминов). Особенность согласных звуков (звонкий, глухой, ознакомление без введения терминов). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков: делят слова на слоги на слух. Составляют звуковую и слоговую схему (модель) слов.

92.6.1.4. Графика.

Алфавит (первичное знакомство с буквами, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях). Звуки и обозначаемые ими буквы. Строчные и заглавные буквы. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Произношение звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами эвенского языка. Последовательность букв эвенского алфавита. Правильное называние букв эвенского алфавита. Основные правила чтения и орфографии. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия.

Строчная и Прописная буква А, а, Б, б, В, в, Г, г, Д, д, Е, е, Ё, ё, Ж, ж, З, з, И, и, Й, й, К, к, Л, л, М, м, Н, н, 00003051.png, 00003052.png, О, о, 00003053.png, 00003054.png, 00003055.png, 00003056.png, П, п, Р, р, С, с, Т, т, У, у, 00003057.wmz, 00003058.wmz, Ф, ф, Х, х, Ц, ц, Ч, ч, Ш, ш, Щ, щ, Ы, ы, Э, э, Ю, ю, Я, я, а также Ь, Ъ, не обозначающие звука. Элементы букв. Буквы в слове. Место буквы в слове (начале, середине, конце).

92.6.1.5. Чтение.

Осуществление слогового чтения слов. Чтение по слогам отдельных слов с данной буквой.

Слоговое чтение и чтение рядов из букв, целых слов, коротких предложений, коротких текстов, короткого диалога со скоростью, соответствующей для первоклассника.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

Чтение с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания (подражание учителю, без введения терминов). Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, сказок из учебника (подражание учителю, без введения терминов).

92.6.1.6. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Знакомство с гигиеническими требованиями, которые необходимо соблюдать при письме.

Обучение письму и формирование каллиграфического навыка: овладение графикой родного (эвенского) языка, начертанием письменных прописных и строчных букв, письмо разборчивым, аккуратным почерком. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Понимание функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса.

Письмо под диктовку отдельных слов, коротких предложений с учетом гигиенических требований, правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая).

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений и текста. Списывание с печатного текста (с проговариванием).

Выполнение письменных заданий из учебника (подготавливать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие).

Самостоятельное составление слов из заданных слогов, составление предложения из заданных слов, небольших тексты по доступной тематике, состоящих из трех предложений.