Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

39.9. Содержание обучения в 4 классе

39.9. Содержание обучения в 4 классе.

39.9.1. Фонетика и графика.

Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.

Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).

39.9.2. Состав слова.

Корень. Однокоренные слова. Падежные окончания. Словообразовательные суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ. Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ-, хэ-, те-, дэ- и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.

Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения, знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).

Тестовые задания по теме "Состав слова".

39.9.3. Морфология. Части речи.

39.9.3.1. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные, их правописание. Единственное и множественное число имен существительных. Особенности в изменении собственных имен по числам. Склонение имен существительных. Категория определенности и неопределенности склонения имен существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительный, эргативный, послеложный и обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Изложение. Работа с деформированным текстом, рассказ "Случай на озере".

39.9.3.2. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные, пространственные, причинные и другие). Самостоятельные и служебные части речи.

Сочинение-миниатюра (описание) "Времена года".

39.9.3.3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном числе. Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных слов, образованных путем основосложения прилагательного с существительными. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное мероприятие. Речевой этикет "Благопожелания и здравницы" (Выступаем по радио).

39.9.3.4. Местоимения.

Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го, и 2-го, и 3-го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей (наш), фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два способа выражения указательных местоимений.

Рассказ-рассуждение "Наше здоровье в наших руках".

39.9.3.5. Глагол.

Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами. Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).

Тестовые задания по теме "Глагол". Сочинение-описание "Наш лес".

39.9.3.6. Имя числительное.

Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей-. Падеж числительных.

Сочинение-рассуждение "Я хочу стать...". Рассказ по картинке "9 мая - День Победы. Помним. Гордимся".