Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

29.9. Содержание обучения в 4 классе

29.9. Содержание обучения в 4 классе.

29.9.1 Россия - Наша Родина.

Россей - бизни Ата журтубуз (Россия - наша Родина). Россейни къырал белгилери (Государственные знаки России). Къабарты-Малкъар Республика (Кабардино-Балкарская Республика). Москва. Нальчик шахар (Город Нальчик).

29.9.2. Кабардино-Балкария - моя родная земля.

Мени туугъан жерим (Моя родина). Къабарты-Малкъар Республика (Кабардино-Балкария). Ариу шахарым Нальчик (Мой красивый город Нальчик). Тырныаууз (Город Тырныаууз). Биз Кавказда жашайбыз (Мы живем на Кавказе). Къабарты-Малкъарны суулары бла кёллери (Реки и озера Кабардино-Балкарии). Бизни республиканы чучхурлары (Водопады нашей республики). Таулуланы миллет байракълары (Национальный флаг балкарцев). Минги тау (Гора Эльбрус).

29.9.3. Наша школа.

Мени школум (Моя школа). Ыйыкъны кюнлери (Дни недели). Школну ашханасында (В школьной столовой). Классда (В классном помещении). Мен школгъа баргъан кюн (День, когда я иду в школу). Бизни орам (Наша улица). Бизни юйюбюз (Наш дом). Сен жашагъан юй (Дом, в котором ты живешь.

29.9.4. На уроках.

Бизни дерслерибиз (Наши уроки). Дерследе биз не этебиз (Чем мы занимаемся на уроках). Малкъар тилден дерсде (На уроке балкарского языка). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.9.5. Книга - верный друг.

Китапны юсюнден (О книге). Китап - билимни шауданы (Книга - кладезь знаний). Китапны байрамы (Праздник книги). Жомакъ (Сказка). Проект иш "Мени сюйген китабым" (Проектная работа "Моя любимая книга").

29.9.6. Время.

Къачан? Не заманда? (Когда? В какое время?). Заман (Время). Сагъат неди? (Который час?). Ненча жылды? Ненча жыл болады? (Сколько лет? Сколько лет исполнилось?).

29.9.7. Праздники.

Байрамла (Праздники). 1-чи Май - Жаз башыны бла Урунууну кюню (1-ое Мая - День весны и труда). 12-чи апрель - Космонавтиканы кюню (12-ое апреля - День космонавтики). Икар (Икар). 9-чу Май - Хорламны кюню (9-ое Мая - День Победы). Жангы жыл (Новый год). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.9.8. Растения.

Терек бахчада (В саду). Санны белгилеген сёзле (Нумеративы). Кюз ишле (Осенние работы). Юч тенгчикни хапары (Рассказ о трех друзьях).

29.9.9. Мир животных.

Расулну къоянчыгъы (Зайчик Расула). Хурметсиз айыучукъ (Неуважительный, непочтительный медвежонок). Итбалыкъ (Акула). Киштик (Кот). Гебенекле (Бабочки).

29.9.10. Пища балкарцев.

Таулу хычиннге махтау (Хвала балкарскому хычину). Проект иш "Таулуланы миллет ашлары" (Проектная работа "Национальная кухня балкарцев").

29.9.11. Игры.

Футбол. Тилбилгич болуу (Знаток слов). Сабан той (Сабантуй). Элберле (Загадки). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.9.12. Обычаи, традиции, воспитание, честь.

Адет-тёреле (Обычаи, традиции). Къонакъ алыу (Гостеприимство). Ынна (Бабушка). Таматаны, гитчени сыйы (Уважение старшего, уважение младшего). Аш-суу бла байламлы адетле (Традиции, связанные с пищей). Асыл адам къалай болургъа керекди? (Каким должен быть воспитанный человек?). Таматала бла гитчеле (Старшие и младшие). Кёз чыракъчыкъларым (Свет очей моих). Намыс (Честь). Адет алайды (Таков обычай).

29.9.13. Смелость, отвага вечны.

Деппуланы Хаким (Деппуев Хаким). Байсолтанланы Алим - Балтиканы илячини (Байсултанов Алим - сокол Балтики). Къасайланы Осман (Касаев Осман). Маруся.

29.9.14. Известные люди.

Семенланы Исмайыл (Семенов Исмайыл). Отарланы Омар (Отаров Омар). Кючюкланы Магомет (Кучуков Магомет). Улбашланы Мутай (Ульбашев Мутай). Мызыланы Исмайыл (Мизиев Исмайыл). Акъкъызланы Якуб (Аккизов Якуб). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.9.15. В 4 классе изучается языковой материал, обогащается лексика обучающихся. В разделах рассматриваются следующие вопросы грамматики: Ачыкъла (гласные). Базыкъла (твердые). Назикле (мягкие). Эринсизле (негубные). Эринлиле (губные). Къысыкъла (согласные). Зынгырдауукъла (звонкие согласные): б, в, г, гъ, д, ж, з, й, м, н, нг, р, у (къысха у) (краткий у). Тунакыла (глухие согласные): к, къ, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Нёгерлиле (парные согласные): б - п, г - к, гъ - къ, д - т, ж - ш, з - с, в - ф. Фонетический разбор слова. Сёзлени бёлюмлеге бёлюу (деление слов на слоги). Аффиксы 1 лица единственного и множественного числа: -ма, -ме; -быз, -биз, -буз, -бюз. Синонимы. Антонимы (с использованием терминологии). Орунлаучу болуш (местный падеж (аффикс -да, -де). Санаула жюзле бла минг (числительные сотни и 1000). Имя существительное. Нарицательные и собственные имена существительные. Морфологический разбор имен существительных (по предложенному в учебнике алгоритму).

Глагол. Этимни заманлары (времена глагола). Бусагъат заман (настоящее время). Озгъан заман (прошедшее время). Боллукъ заман (будущее время). Вопрос "не этеме?" ("что делаю?"). Аффиксы настоящего времени -а, -е, -й. Вопрос "не этгенме?" ("что я делал?"). Аффиксы прошедшего неопределенного времени -гъан, -ген, -нган, -нген, -хан. Вопрос "не этерикме?" ("что я буду делать?"). Аффиксы будущего времени -арыкъ, -ерик, -ырыкъ, -ирик, -урукъ, -юрюк, -рыкъ, -рик, -рукъ, -рюк, -лыкъ, -лик, -лукъ, -люк. Корень слова (сёзню тамыры). Подчеркивание корня слова (знак дуга) (сёзню тамырын тогъай ыз бла ызлау). Корень слова (сёзню тамыры): необразованный корень (къуралмагъан тамыр), образованный корень (къуралгъан тамыр). Аффиксы (жалгъаула): словообразовательные (сёз къураучула) и словоизменительные (сёз тюрлендириучюле). Однокоренные слова (бир тамырлы сёзле). Словообразование (жангы сёз къурау). Образование новых слов при помощи аффиксов. Аффиксы -гъа, -ге, -га, -ха, -нга, -нге (дательно-направительный падеж). Правописание аффиксов дательно-направительного падежа -нга, -нге. Имя числительное. Порядковые числительные (тизгинде оруну кёргюзтген санаула). Аффиксы -нчы, -нчи, -ынчы, -инчи, -унчу, -юнчю. Санауланы къошаргъа, кетерирге, бёлюрге, керелерге хайырланылгъан жалгъаула (Аффиксы, употребляемые при сложении, вычитании, умножении, делении числительных).

Обращение (айланыу). Знаки препинания при обращении (айланыуда тыйгъыч белгиле). Аффиксы принадлежности (иелик жалгъаула): -м, -нг, -сы, -у, -быз, -убуз, -гъыз, -угъуз, -лары, -лери. Вопросы "кимде?" ("у кого?"), "неде?" ("у чего?"), "къайда?" ("где?"). Аффикс -га. Аффиксы -да, -де. Вопрос "сен не этесе?" ("что ты делаешь?"). Аффикс -са, -се. Вопросы "кимге?" ("кому?"), "неге?" ("чему?"), "къайры?" ("куда?"). Аффиксы -гъа, -ге. Правописание аффиксов -нга, -нге. Этимни формалары (формы глагола): ал форма (начальная форма), онглукъ форма (форма возможности), онгсузлукъ форма (форма невозможности). Вопросы "не эт?" ("что сделай?"), "не эталама?" ("что могу делать?"), "не эталмайма?" ("что не могу делать?"). Аффиксы: -ал, -ял, -алма, -ялма. Юсюнден деген сонгура (послелог о, об). Различия родительного и винительного падежей (иеликчи эм тамамлаучу болушланы башхалыкълары). Аффиксы -ны, -ни, -ну, -ню. Имя прилагательное (сыфат). Вопросы "къачан?" ("когда?"), "не заманда?" ("в какое время?"), "неден сора?" ("после чего?"). Вопрос к словам, выражающим качества предметов (имена прилагательные): "какой?". Сыфатны даражалары (степени сравнения имен прилагательных). Тюз даража (положительная степень), кемлик даража (уменьшительная степень), тенглешдириу даража (сравнительная степень), айырма даража (превосходная степень). Аффиксы: -дым, -дим, -сыл, -гъылидым, -ыракъ, -ирек, къып-, -жап-, сап-. Сыфатланы айырма даражада тюз жазылыулары (правописание прилагательных в превосходной степени) (къып-къызыл - краснейший, чыммакъ - белейший, жап-жашил - зеленейший, сап-сары - желтейший). Морфологический разбор имен прилагательных (по предложенному в учебнике алгоритму).

Сёзлеу и этим (наречие и глагол). Вопрос "къачан?" ("когда?"). Сёзлеу (наречие). Вопросы "къалай?" ("как?"), "къачан?" ("когда?"), "къайда?" ("где?"), "къайдан?" ("откуда?"), "къайры?" ("куда?"). Этимни бусагъат заманы (настоящее время глагола). Жалгъаула (аффиксы) -а, -е, -й. Этимни бетледе тюрлениую (изменение глагола по лицам - спряжение). Прошедшее время глагола (этимни озгъан заманы). Жалгъау (аффиксы) -ды, -ди, -ду, -дю и къысхартылгъан бет жалгъау (краткий аффикс). Этимни белгисиз озгъан заманы (неопределенное прошедшее время глагола). Жалгъаула (аффиксы) -гъан, -ген, -хан, -нган, -нген и толу бет жалгъау (полный аффикс лица). Обстоятельство (болум). Вопросы "къалай?" ("как?"), "къачан?" ("когда?"), "къайры?" ("куда?"), "къайда?" ("где?"), "къайдан?" ("откуда?"). Нумеративы (ёлчемни, санны белгилеген сёзле). Вопрос "къаллай бир?" ("сколько?"). Айтымны аллында уллу харф (Прописная буква в начале предложения). Этимни эртте озгъан заманы (давнопрошедшее время глагола). Жалгъаула (аффиксы) -гъан, -ген, -хан, -нган, -нген и эди и къысхартылгъан бет жалгъау (вспомогательный глагол эди и краткий аффикс лица). Глаголы в 3 лице множественном числе (3-чю бетде кёплюк санда этимле). Аффиксы -дыла, -диле, -дула, -дюле. Этимни соруучу формасы (вопросительная форма глагола). Аффикс -мы, -ми, -му, -мю). Морфологический разбор глаголов (по предложенному в учебнике алгоритму).