Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

113.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования

113.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.

113.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

113.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

113.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

113.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

113.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

113.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

113.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

113.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

113.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке с использованием предложенного образца.

113.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и смыслового чтения;

строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ на вопрос учителя);

слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие ответы новым содержанием;

работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного произведения;

составлять модели речи типов описание, рассказ;

пополнять активный словарный запас;

оценивать и характеризовать героев произведения;

выделять части текста по предложенному плану;

моделировать свою речь по типу сказки;

наблюдать за развитием сюжета в произведении;

выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;

составлять план прозаического произведения;

называть имена 2 - 3 классиков и современных детских авторов кабардинской литературы;

иметь представление о названиях изученных произведений, кратко пересказывать их содержание;

читать наизусть 5 - 6 несложных стихотворений (по выбору).

113.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

использовать выразительные средства языка в собственном монологическом высказывании;

выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать их, использовать средства речевого этикета в общении;

называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;

составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его связность и логичность;

слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы и аргументировать свою точку зрения;

находить в прочитанном тексте нужную информацию;

читать наизусть 6 - 8 стихотворений разных авторов (по выбору).

113.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте;

воспроизводить текст с использованием ключевых слов;

пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных в классе, называть их авторов;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками из произведения;

использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;

самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему);

общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения других обучающихся;

читать наизусть 8 - 10 стихотворений разных авторов (по выбору);

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять активный словарный запас;

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).