Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

56.7. Содержание обучения во 2 классе

56.7. Содержание обучения во 2 классе.

56.7.1. Содержательная линия "Система языка".

Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Язык как одна из главных духовно-нравственных ценностей народа и явление национальной культуры. Необходимость овладения родным языком, проявление познавательного интереса к нему и желание изучать. Первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, месте мокшанского языка среди других языков народов России, его роли как носителя народной культуры, средства ее познания.

Фонетика и графика.

Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков, различение звуков и букв, различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, обозначение при письме твердости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я, согласный звук [й] и гласный звук [и].

Качественная характеристика звука: гласный-согласный, согласный твердый-мягкий, парный-непарный по твердости-мягкости, согласный звонкий-глухой, парный-непарный по звонкости-глухости. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

Деление слов на слоги, в том числе при стечении согласных.

Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков. Произношение ц вместо дс, дьс, дсь, тс, тьс.

Лексика.

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря. Уточнение значения слова.

Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).

Синонимы, антонимы, их использование в речи.

Состав слова (морфемика).

Знакомство со значимыми частями слова (корень, суффикс).

Корень как обязательная часть слова. Звонкие и глухие согласные в корнях слов, их произношение и правописание (сараскя - сараз, кятькс - кядь). Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Изменяемые и неизменяемые слова.

Суффикс как часть слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Морфология.

Первое представление о частях речи.

Слова, отвечающие на вопросы "кие?", "кит?" ("кто?"), "мезе?", "месть?" ("что?"), их общее значение, употребление в речи.

Слова, отвечающие на вопросы "кодамо?" ("какой? какая? какое?"), "кодат?" ("какие?"), их общее значение, употребление в речи.

Слова, отвечающие на вопросы "мезе тиемс?" ("что делать?"), "мезе тии?" ("что делает?"), "мезе тиихть?" ("что делают?"), "мезе тиендихть?" ("что делают?") (многократно), их общее значение, употребление в речи.

Обучение постановке вопроса.

Синтаксис.

Повторение изученного в 1 классе: порядок слов в предложении, связь слов в предложении.

Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова.

Предложения, которые обозначают, о ком или о чем идет речь, что о них говорится.

Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.

Связь слов в предложения. Выделение словосочетаний в предложениях (с использованием вопросов).

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Текст. Смысловое и грамматическое объединение предложений.

Орфография и пунктуация.

Повторение изученного в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных, географические названия), знаки препинания в конце предложения, перенос слов со строки на строку.

Перенос слов с й и мягким знаком (ь), с удвоенными согласными.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (куст - куз, кузось, таратт - тарад, тарадсь).

56.7.2. Содержательная линия "Развитие речи".

Повторение изученного в 1 классе: речь как основная форма общения между людьми, ее роль в жизни человека, текст как единица речи.

Монологическая и диалогическая речь. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи (ответ на заданный вопрос, выражение собственного мнения). Обучение умению вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Слово - предложение - текст. Слово и его значение. Обучение использованию синонимов и антонимов в речи. Обучение распространению предложений. Обучение нахождению в тексте ключевых слов.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, последовательность предложений в тексте, выражение в тексте законченной мысли. Наблюдение за текстом и отдельными предложениями, которые не объединены семантически. Выделение темы текста. Основная мысль текста. Последовательность частей текста (абзацев). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Составление предложений и рассказов по репродукции картины. Составление рассказа по личным наблюдениям, вопросам, ключевым словам.

Понятие об изложении. Обучающие изложения. Подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов.