Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

80.5. Пояснительная записка

80.5. Пояснительная записка.

80.5.1. Программа по родному (хакасскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

80.5.2. Программа по родному (хакасскому) языку предусматривает взаимосвязанное развитие основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, формирование элементарных коммуникативных навыков на хакасском языке, способности и готовности общаться с носителями хакасского языка в устной и письменной форме с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся.

80.5.3. Программа по родному (хакасскому) языку направлена на осознание обучающимися значимости изучения родного и других языков в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное общение. В процессе овладения родным (хакасским) языком обучающиеся получают представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Республики Хакасия, ее символике, культурном наследии, традициях хакасского народа, о сходстве и различиях в традициях хакасского и русского народов, об особенностях образа жизни, быта, культуры хакасов, о произведениях хакасского устного народного творчества. Обучающиеся учатся распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), представлять родной край и его культуру в форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.

80.5.4. Освоение программы по родному (хакасскому) языку предполагает расширение лингвистического кругозора, получение общих представлений о строе хакасского языка и его отличиях от русского языка, формирование основ коммуникативной культуры: способности ставить и решать посильные коммуникативные задачи, использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет.

Важным направлением программы по родному (хакасскому) языку является формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету, а также необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, которые заложат основу успешной учебной деятельности по овладению хакасским языком на следующем уровне образования.

80.5.5. Материал программы по родному (хакасскому) языку выстроен концентрически, предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе, повторяющиеся виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его изучению.

За счет употребления в речи и многократного повторения сходных языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии, или способность к самостоятельному конструированию) у обучающихся формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.

80.5.6. Включенность учебного предмета "Родной (хакасский) язык" в систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарной направленности: "Русский язык", "Литературное чтение". По линии повышения уровня владения родной речью, обогащения словарного запаса на родном языке, формирования функциональной грамотности программа по родному (хакасскому) языку тесно связана с учебным предметом "Литературное чтение на родном (хакасском) языке".

80.5.7. Программой по родному (хакасскому) языку предусмотрено использование методически целесообразных средств обучения, современных педагогических технологий деятельностного типа, информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

80.5.8. В содержании программы по родному (хакасскому) языку выделяются следующие содержательные линии: тематическое содержание речи (расширение словарного запаса обучающихся за счет изучения базовых тем, актуальных для младшего школьного возраста), речевые умения (развитие способностей воспринимать родную речь на слух, говорить, читать и писать по-хакасски), языковые знания и навыки (начальное изучение хакасского языка как системы).

80.5.9. Ценностные ориентиры содержания программы по родному (хакасскому) языку основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Содержание программы по родному (хакасскому) языку включает материалы, расширяющие представления обучающихся о Российской Федерации, Республике Хакасия и формирующие чувство патриотизма, гордости за свою страну. Предусмотрено обсуждение таких вопросов, как любовь к своей семье, почитание родителей, забота о старших и младших, здоровый образ жизни, трудолюбие, положительное отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Значительное внимание уделяется современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения природного разнообразия родной страны, что закладывает основы формирования экологического сознания обучающихся.

Эстетическое развитие обучающихся обеспечивается за счет наличия в содержании программы по родному (хакасскому) языку фольклорных текстов, авторских стихотворений, сказок и рассказов.

80.5.10. Изучение родного (хакасского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие элементарных коммуникативных умений на хакасском языке, видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма;

овладение первоначальными знаниями о системе и особенностях хакасского языка, употребление языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в программе;

формирование мотивации к изучению хакасского языка как важнейшей духовно-нравственной ценности хакасского народа, приобщение обучающихся к хакасской культуре и традициям, формирование культурной и этнической идентичности как составляющих общероссийской гражданской идентичности;

ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения хакасского языка, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

80.5.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (хакасского) языка: 260 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).