Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

34.9. Содержание обучения в 4 классе

34.9. Содержание обучения в 4 классе.

34.9.1. Тематическое содержание речи.

Моя семья: Давайте познакомимся! Я и моя семья. Моя родословная. Я в школе и дома.

Мои друзья: Увлечения моих друзей. Спорт в жизни моих друзей. Кумиры моих друзей. Любимые цвета моих друзей. Любимая одежда моих друзей. Любимая еда моих друзей. Распорядок дня моих друзей.

С праздником: С днем рождения! Восточный календарь. Сагаалган. Мамин праздник. Сурхарбан.

Моя родина: Времена года. Погода. Животный мир нашего края. Наша Бурятия. Отдых на родине.

34.9.2. Умения по видам речевой деятельности.

Аудирование.

Понимание на слух высказываний учителя и других обучающихся, небольших текстов и сообщений, построенных на изученном речевом материале. Выполнение упражнений на снятие лексических и грамматических трудностей. Восприятие и понимание на слух адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова (понимание основного содержания, понимание запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций).

Тексты для аудирования: диалоги в рамках тематического содержания речи, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказы.

Говорение.

Диалогическая речь.

Ведение разных видов диалога с соблюдением норм речевого этикета: диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника по изученным темам, диалога - побуждения к действию: приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие или несогласие на предложение собеседника.

Монологическая речь.

Составление с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций устных монологических высказываний: описание предметов, людей, литературного персонажа. Пересказ с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций основного содержания прослушанного или прочитанного текста. Составление собственного текста по образцу. Воспроизведение наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, благопожеланий.

Смысловое чтение.

Чтение про себя учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Умение работать с текстами, в которых содержатся таблицы, иллюстрации, наглядная символика. Чтение текста с полным и точным пониманием всей содержащейся в тексте информации, с пониманием основного содержания, с извлечением нужной информации, выделяя смысловые вехи, озаглавливая части текста.

Тексты для чтения: ситуативные диалоги, рассказы, стихи, пословицы, поговорки, благопожелания.

Письмо.

Выписывание слов на основе их группировки по тематическому признаку. Письменное выполнение лексических и грамматических упражнений. Создание подписей к картинкам с пояснением, что на них изображено. Составление письменных ответов на заданные вопросы с использованием изученного лексико-грамматического материала. Письменное составление мини-диалога. Письменное составление рассказа.

34.9.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи.

Закрепление произношения наиболее трудных фонетических явлений бурятского языка: звуков 00000182.png, вариантов фонем [г], [б], [х], кратких и долгих гласных, дифтонгов. Особенности фразового ударения в предложениях разного типа. Интонация общего и специального вопросов. Произношение отдельных фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей. Техника чтения текстов с соблюдением ритмико-интонационных особенностей.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание кратких и долгих гласных, дифтонгов в словах. Правильное написание изученных слов. Правильное написание слов в разных грамматических формах с соблюдением закона сингармонизма. Правильное написание слов в разных грамматических формах с соблюдением закона последовательности гласных.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 380 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 4 класса, включая 280 лексических единиц, усвоенных в 1 - 3 классах, слов - названий предметов, их признаков, действий предметов, заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических форм: количественные числительные (10 - 100), порядковые числительные, имена прилагательные, превосходная степень прилагательных, родительный падеж имен существительных, дательно-местный падеж имен существительных, модальные слова (дуратай, хэрэгтэй), личные местоимения в винительном падеже, настоящее время глагола.

34.9.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование наиболее употребительных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, принятых в бурятском языке, в следующих ситуациях общения (выражение благодарности). Знакомство с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии на бурятском языке. Знание небольших произведений бурятского детского фольклора (пословицы, поговорки, стихи, благопожелания, песни). Знание географических реалий, флоры и фауны Республики Бурятия. Знание названий бурятских национальных праздников (Сагаалган, Сурхарбаан). Знание происхождения и значения национальных праздников. Знание названий годов по восточному календарю. Знание названий месяцев у бурят. Знание символики чисел и цвета у бурят. Знание родословной. Знание особенностей национальной традиционной одежды бурят.

34.9.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту). Умение переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов, иллюстраций. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.