Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

42.6. Содержание обучения в 1 классе

42.6. Содержание обучения в 1 классе.

42.6.1. Начальным этапом изучения родного (карачаевского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (карачаевский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (карачаевском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

42.6.1.1. Виды речевой деятельности.

Слушание. Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.

Говорение. Развитие диалогической речи. Овладение нормами речевого этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).

Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение необходимой информации в тексте и ее обобщение.

Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку, письменное изложение. Составление небольших описаний, рассказов.

42.6.1.2. Фонетика.

Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки карачаевского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [00000494.wmz].

Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами карачаево-балкарского языка. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

42.6.1.3. Графика.

Различение звука и буквы. Знакомство с карачаевским алфавитом. Функция букв е, ё, ю, я.

42.6.1.4. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

42.6.1.5. Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

42.6.1.6. Слово и предложение.

Наблюдение за значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

42.6.1.7. Развитие речи.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.

42.6.1.8. Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное написание слов, обозначение гласных после мягкого или твердого слога, прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.

42.6.2. Систематический курс.

42.6.2.1. Фонетика и орфоэпия, графика.

Звуки и буквы. Звуки и буквы. Карачаевский алфавит. Гласные и согласные звуки. Специфические звуки карачаевского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [00000495.wmz]. Твердые и мягкие гласные звуки. Губные и негубные гласные звуки. Установление числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами карачаевского языка.

Слог. Слово. Ударение. Слово и слог. Ударение. Перенос слов.

42.6.2.2. Текст.

Предложение. Диалог. Текст и предложение. Диалог. Различение слова и предложения.

42.6.3. Виды речевой деятельности.

Наша речь. Язык и речь.

42.6.4. Развитие речи.

Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста.