Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

33.6. Содержание обучения в 1 классе

33.6. Содержание обучения в 1 классе.

33.6.1. Начальным этапом изучения родного (бурятского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

33.6.1.1. Подготовительный период.

Моя Бурятия - край мира и согласия. Что такое слово? Из чего состоят слова? Что такое слог? Какие звуки называются гласными? Модель гласных звуков. Какие звуки называются согласными? Модель согласных звуков. Чтение слов по моделям, соотнесение, составление слов.

33.6.1.2. Звуки и буквы. Орфография.

Ознакомление с группами гласных звуков и их буквами. Гласные звуки [а], [а:], [00000159.wmz]. Буквы и их сочетания: А, а, Аа, аа, Ай, ай. Гласные звуки [о], [о:], [00000160.wmz]. Буквы и их сочетания: О, о; Оо, оо, Ой, ой. Гласные звуки [у], [у:], [уи]. Буквы и их сочетания: У, у; Уу, уу; Уй, уй. Произнесение гласных букв, специфика кратких, долгих гласных и долгих гласных дифтонгов. Различение понятий "звук" и "буква". Соотнесение моделей и звуков, прочтение моделей. Написание гласных букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов.

Ознакомление с группой сонорных согласных звуков [н], [м], [л] и буквами Н, н, М, м, Л, л. Понятие "звонкий согласный". Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Гласные звуки [и], [и:]. Буквы И, и; Ии, ии. Гласные звуки [и:], [ы:], буква ы. Мягкие и твердые согласные. Мягкие звуки букв н, м, л. Чтение слогов с мягкими согласными. Понятие о тексте. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Группа согласных звуков и букв. Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Глухие согласные. Специфика звука [ш]. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласный звук [h], буквы 00000161.png, h. Специфика звука [h]. Различие звуков [х] и [h]. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г. Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т. Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б. Согласный звук [с], буквы С, с. Специфика звука [с]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

00000162.png

Введение правил написания в основах слов букв ээ-эй, словарных слов.

Введение правил написания в словах 00000163.png.

Различие слов на основе закона сингармонизма, слова с гласными мужского ряда, слова с гласными женского ряда. Написание гласных в указанных словах. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Согласный звук [з], буквы З, з. Специфика звуков [ж], [з]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с группой йотированных гласных. Буквы йотированных гласных Я, я, Е, е, Е, е, Ю, ю. Ознакомление с функциями йотированных гласных в словах. Чтение слов с йотированными гласными. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с функциями букв ь и ъ в словах. Чтение бурятских слов с мягким и разделительным мягким знаком. Чтение заимствованных из русского языка слов с разделительным твердым знаком. Написание букв, сочетаний букв, слогов, слов. Чтение текстов.

Ознакомление с группой согласных звуков и букв заимствованных слов. Звуки [к], [к'], буквы К, к. Звуки [в], [в'], буквы В, в. Звуки [п], [п'], буквы П, п. Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. Звук [щ'], буквы Щ, щ. А также с согласными звуками [ч'], [ц] и буквами Ч, ч, Ц, ц.

Специфика звуков. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

33.6.1.3. Развитие речи.

Работа с пособием Г. Чимитова "Yзэглэл". Чтение. Написание слов, предложений. Списывание.

33.6.2. Послебукварный период.

33.6.2.1. Звуки и буквы. Орфография.

Звуки и буквы. Повторение изученного на этапе обучения бурятской грамоте. Гласные звуки и их буквы (краткие, долгие, дифтонги), их произнесение, прочтение, написание. Чтение учебных сказок о долгих гласных. Специфика долгих гласных. Правила написания гласных ээ, эй. Правила написания гласных по законам сингармонизма и вокализма (последовательности). Йотированные гласные, функции йотированных гласных в словах. Написание слов с йотированными гласными.

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Различение звонких и глухих согласных. Произнесение, прочтение и написание слов, сочетаний слов с буквами h и х. Функции ь (мягкого знака), мягких и твердых согласных в словах.

Правила переноса слов.

Бурятский алфавит.

Повторение изученного на этапе обучения бурятской грамоте. Слово и предложение, текст. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, вопросы к ним, различия, группировка и классификация слов.

33.6.2.2. Слово.

Заимствованные слова: расширение понятия, написание заимствованных слов, оканчивающихся на согласную букву (сочетание согласных). Правила написания собственных имен (фамилии, имена, отчества, клички животных, названия государств, поселений, местностей, гор, рек, озер).

33.6.2.3. Предложение, текст.

Правила оформления при письме видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные).

Правила оформления при письме текстов. Восстановление деформированного текста, деформированного предложения.

Списывание. Алгоритм списывания.

Чтение текстов, ответы на вопросы, пересказ.