Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

85.9. Содержание обучения в 4 классе

85.9. Содержание обучения в 4 классе.

85.9.1. Сведения о чеченском языке.

Чеченский язык как государственный язык Чеченской Республики. Язык - одна из главных духовно-нравственных ценностей народа.

Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

85.9.2. Фонетика, графика, орфоэпия.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова. Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков, долгота гласных в словах в соответствии с нормами современного чеченского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

85.9.3. Лексика.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов.

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (ознакомление).

85.9.4. Состав слова (морфемика).

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Сложные слова (ознакомление).

85.9.5. Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные (первичное ознакомление).

Имя существительное. Склонение существительных. Существительные 1, 2, 3, 4 склонений. Склонение собственных имен существительных (имена, фамилии).

Имя прилагательное. Зависимые и независимые имена прилагательные. Склонение прилагательных. Прилагательные 1 и 2 склонений. Несклоняемые прилагательные (отвечающие на вопросы "хьенан?" ("чей?"), "стенан?" ("какой?" - вопрос к относительному прилагательному).

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Изменение личных местоимений единственного и множественного числа по падежам.

Глагол. Настоящее, будущее, прошедшее время глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

Послелог.

Союз. Союзы в простых и сложных предложениях.

Частицы ца, ма, их значение.

85.9.6. Синтаксис.

Слово, словосочетание и предложение, осознание их сходства и различий, виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного). Синтаксический разбор простого предложения.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Простое и сложное предложение (ознакомление).

85.9.7. Орфография и пунктуация.

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Слитное и раздельное написание приставок; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и без союзов.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых предложений (наблюдение).

85.9.8. Развитие речи.

Ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие), диалог, монолог, отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.