Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

61.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (нивхский) языку на уровне начального общего образования

61.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (нивхский) языку на уровне начального общего образования.

61.10.1. В результате изучения родного (нивхского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (нивхского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (нивхского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (нивхского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (нивхского) языка).

61.10.2. В результате изучения родного (нивхского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

61.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (нивхского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

61.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

61.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

61.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

61.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

61.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

61.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

61.10.3. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

рассказывать о себе, родственниках;

соблюдать нормы нивхского языка в устной и письменной речи;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

писать прописные и строчные буквы;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;

распознавать устную и письменную речь;

различать слово, предложение и текст;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;

писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах);

правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;

выделять в слове ударение, ударный слог;

произносить и различать на слух гласные звуки нивхского языка - с долготой и без;

произносить и различать на слух согласные звуки - звонкие, глухие, придыхательные и непридыхательные, сонанты;

определять количество и последовательность звуков в слове;

различать звуки и буквы (букву как знак звука);

определять количество слогов;

переносить слова на другую строку;

правильно читать специфичные согласные звуки нивхского языка;

составлять и сравнивать звуковые модели различных слов;

правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки нивхского языка;

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

проводить слого-звуковой разбор слова;

правильно называть буквы, их последовательность;

использовать алфавит для упорядочения списка слов;

писать заглавные буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах, в начале предложения;

устанавливать правильный порядок слов в предложении;

находить в предложении слова, обозначающие предметы и действие предмета;

устанавливать в предложении слова-действия;

вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

иметь представление о лексике этикета;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: называть времена года и части дня, членов семьи и родственников, предметы мебели в доме и предметы посуды, водоплавающих птиц и рыб, деревьев, кустарников и ягод, образовывать от названий диких и домашних животных названия их детенышей, составлять на родном языке предложения, описывающие действия людей, описывать внутреннее убранство дома, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.

61.10.4. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять небольшое описание картины на родном языке;

рассказывать на родном языке о друзьях, любимых животных, каникулах;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;

писать изложения и тексты под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;

применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

находить в тексте слова с заданным звуком;

находить чередующиеся звуки;

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

проводить слого-звуковой разбор слова;

использовать словарь нивхского языка;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

распознавать самостоятельные части речи;

выделять среди имен существительных собственные и нарицательные;

определять число имен существительных;

находить суффиксы в существительных множественного числа;

00001376.png

различать глаголы среди других слов и в тексте;

отличать глаголы изъявительного и повелительного наклонений;

распознавать глаголы настояще-прошедшего времени;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

составлять словосочетания и предложения с числительными счета предметов разнообразной формы до 10;

различать предложения по цели высказывания и по интонации;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: описывать времена года, погоду, занятие людей, дом или квартиру и помощь родителям по дому, действия детей в играх, на летних каникулах, украшение новогодней елки, называть учебные предметы (любимые или нелюбимые), диких и домашних животных, составлять поздравление с Новым годом и 8 Марта, называть блюда традиционной кухни и продукты для приготовления блюд, описывать родное село или город, выражать симпатию и антипатию к героям сказки, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.

61.10.5. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить устное диалогическое и монологическое высказывания;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства нивхского языка;

устанавливать последовательность событий в тексте;

определять вид текста: повествовательный, описательный, текст-рассуждение;

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;

писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;

понимать этнокультурные и социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;

проводить фонетическую запись слов;

находить чередующиеся звуки в словосочетаниях и уметь их чередовать;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

определять формообразующие и словообразующие аффиксы;

находить и определять главные члены предложения;

иметь представление о второстепенных членах предложения;

иметь представление о простых и сложных предложениях;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

определять синонимы, антонимы и омонимы в речи;

подбирать синонимы к словам разных частей речи;

составлять словосочетания и предложения с числительными для счета животных до 10;

определять грамматические признаки имен существительных;

различать существительные одушевленные и неодушевленные;

определять личные, вопросительные и указательные местоимения; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

00001377.png

находить качественные глаголы;

проводить морфологический разбор;

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;

соблюдать нормы нивхского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: описывать расписание уроков, внешность родственников, традиционные занятия и увлечения в семье нивхские детские игры, животных и места их обитания, традиционные занятия и отдых семьи, летние каникулы и развлечения детей, называть орудия рыболовства и рыб, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.

61.10.6. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

определять значение незнакомых слов по контексту;

правильно списывать текст объемом не более 20 слов;

писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;

определять словообразующие и формообразующие аффиксы;

образовывать новые слова при помощи аффиксов;

находить чередующиеся звуки в словосочетаниях и уметь их чередовать;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять значение и употребление в речи имя числительное;

составлять словосочетания и предложения с числительными для счета людей до 10;

определять категорию времени;

определять формы глаголов изъявительного наклонения в настояще-прошедшем и будущем времени;

образовывать отрицательные формы глаголов;

00001378.png

определять грамматическую функцию послелогов и союзных слов, находить их в тексте;

находить в предложении второстепенные члены предложения;

находить в предложении однородные члены предложения;

ставить знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с обращениями;

проводить синтаксический разбор;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;

понимать цель письменного пересказа текста;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: описывать помощь взрослым в осенних работах, предметы национальной одежды, рассказывать о правилах поведения в лесу, о помощи птицам и животным, о биографии одного из писателей и ученых, о значении названия одного из поселков, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.