Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

118.7. Содержание обучения в 3 классе

118.7. Содержание обучения в 3 классе.

118.7.1. Круг детского чтения

118.7.1.1. Моя Родина - Коми край.

00004507.png

00004508.png

00004509.png

118.7.1.2. В этих словах - жизнь коми народа!

Народные рассказы-былички "00004510.wmz пиян" ("Сыновья утки"), "Мазi да гут-гаг" ("Пчела и насекомые"), "Морт да пон" ("Человек и собака"). Предание "Ён морт Йиркап" ("Силач Йиркап"). Народный рассказ-быличка "00004511.wmz" ("Леший"). Пословицы, народные загадки. Коми народное творчество. Трудовая песня "00004512.wmz ми, 00004513.wmz" ("Пахали мы, пахали"). Пословицы о выращивании хлеба. Загадки А.П. Мишариной, Н.Н. Куратовой, А.Е. Ванеева.

118.7.1.3. У бабушки много сказок, конец у них далек" ("00004514.wmz уна мойданкывйыс, помыс 00004515.wmz ылын").

Народные сказки "Дона пася руч" ("Лиса с дорогой шубой"), "Вит чоя-вока" ("Пять сестер-братьев"), "Кык вок" ("Два брата"). В.И. Лыткин, сказка "Дзизгысь-дзазгысь гут" ("Жужжащая муха"). С.В. Пылаева, сказка "Ёма чом, пач лэбач, изки-бергач" ("Домик Яги, печка-птица, жернов-вертушка").

118.7.1.4. Зимние краски.

00004516.png

118.7.1.5. Здесь вековые корни у родителей.

00004517.png

118.7.1.6. Я берегу природу родной земли.

00004518.png

118.7.1.7. Детство, радость!

00004519.png

118.7.1.8. Проказники.

00004520.png

118.7.1.9. Многоцветная земля.

00004521.png

00004522.png

118.7.1.10. Мы люди одного корня.

00004523.png

118.7.2. Литературоведческая пропедевтика.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, олицетворения, слов-повторов, слов, выражающих чувства (радость, воодушевление, испуг, гнев, грусть, горе, нежность), осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема, основная мысль. Герой произведения: речь, поступки, мысли.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение). Фольклорные и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Народные сказки о животных, бытовые, волшебные (различение). Художественные особенности сказок: лексика, построение - фантастические элементы, трехкратный повтор, зачин, концовка. Литературная (авторская) сказка.

Классификация авторских сказок (сказка-пьеса, сказка в прозе, стихотворная сказка).

Сказка-пьеса (произведение для исполнения со сцены, распределение ролей, диалог). Предание - знакомство с фольклорным жанрами.

Рассказ (персонаж и событие), стихотворение (чувства, стихотворная строка, ритм, рифма) - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Юмор, сатира и способы их проявления (персонаж, действие, событие, язык).

Автор: рассказчик-автор, рассказчик-персонаж, писатель: произведение-тема, писатель-книга.

Название произведения, название книги, книга-произведение, книга-сборник.