Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

124.5. Пояснительная записка

124.5. Пояснительная записка.

124.5.1. Программа по литературному чтению на родном (марийском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

124.5.2. Изучение учебного предмета "Литературное чтение на родном (марийском) языке" способствует формированию общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению марийской художественной литературы, способствует общему развитию обучающегося, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Ориентация обучающихся на моральные нормы, отраженные в произведениях марийской литературы, развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

При чтении, анализе, интерпретации и обсуждении художественных произведений на родном (марийском) языке развиваются познавательные и творческие способности обучающихся, их коммуникативные навыки. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Обучающиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

124.5.3. Литературное чтение на родном (марийском) языке тесно связано с учебным предметом "Родной (марийский) язык". В то же время условия двуязычия в Республике Марий Эл обусловливают связь литературного чтения на родном (марийском) языке с русским языком и литературным чтением, что реализует возможность выхода на диалог русской и марийской литератур и культур.

124.5.4. Содержание учебного предмета включает доступные возрасту обучающихся художественные произведения на марийском языке, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личностных качеств, отвечающих национальным и общечеловеческим ценностям.

124.5.5. В содержании программы по литературному чтению на родном (марийском) языке выделяются следующие содержательные линии:

виды речевой и читательской деятельности (развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве, формирование культуры общения, работа с разными типами текстов);

литературоведческая пропедевтика (круг литературоведческих понятий, обеспечивающий первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка);

творческая деятельность обучающихся (способы интерпретации обучающимися полученных из литературных произведений знаний в самостоятельной творческой деятельности);

круг детского чтения (художественные, научно-популярные тексты для чтения, обеспечивающие формирование устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности и читательских предпочтений обучающихся, приобщение обучающихся к этнокультурным ценностям, формирование ценностных ориентаций и первоначальных этических представлений о добре и зле, традициях марийского народа как фундаменте духовно-нравственного развития).

124.5.6. Изучение литературного чтения на родном (марийском) языке направлено на достижение следующих целей:

приобщение обучающихся к литературному наследию марийского народа, формирование читательской культуры;

развитие всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие творческих способностей и эмоциональной отзывчивости на художественные произведения.

124.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (марийском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).