Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

48.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (корякскому) языку на уровне начального общего образования

48.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (корякскому) языку на уровне начального общего образования.

48.10.1. В результате изучения родного (корякского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (корякского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (корякского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (корякского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (корякского) языка).

48.10.2. В результате изучения родного (корякского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

48.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (корякского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

48.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

48.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

48.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

48.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

48.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

48.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

48.10.3. Предметные результаты изучения родного (корякского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

понимать на слух речь учителя и других обучающихся, воспринимать на слух текст, построенный на знакомом языковом материале;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося, соблюдать орфоэпические и интонационные нормы корякского языка, владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм, правильно списывать слова и предложения, владеть начертанием прописных и строчных букв;

писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;

различать устную и письменную речь, вести диалог, используя этикетную лексику в речи;

различать слово, предложение и текст, правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения, определять порядок слов в предложении;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, правило написания сочетания -ли-, -ти-, -ни-, прописная буква в начале предложения и в именах собственных;

различать гласные и согласные звуки, гласные - ударные и безударные, твердые и мягкие, согласные - звонкие и глухие, определять количество и последовательность звуков в слове, находить в тексте слова с заданным звуком, проводить звуковой и звукобуквенный анализ слова;

составлять и сравнивать звуковые модели различных слов, соотносить изучаемые звуки корякского языка со звуками русского языка;

правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки корякского языка, правильно читать специфичные согласные звуки корякского языка 00001041.png, 00001042.png, [в'], [г'];

выделять в слове ударение и ударный слог, определять количество слогов в слове, переносить слова на другую строку, проводить слого-звуковой разбор слова;

правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь, переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;

определять функции букв е, ё, ю, я;

читать алфавит: правильно называть буквы, их последовательность.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

44.10.4. Предметные результаты изучения родного (корякского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять устно небольшое описание картины (фотографии);

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию, находить в тексте нужную информацию;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;

писать слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;

распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки, характеризовать особенности звуков [д], [з], [с], [т], соотносить их со звуками корякского языка, анализировать употребление гласных после парных по твердости и мягкости согласных д, з, л, н, с, т, определять особенности гармонии гласных в корякском языке;

выделять корень слова (простые случаи), различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

определять лексическое значение слова с помощью словаря, выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);

находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета, распознавать самостоятельные части речи;

выделять среди имен существительных собственные и нарицательные (без терминологии), определять число имен существительных, различать имена существительные, обозначающие человека, не человека, по вопросам "мэки?" ("кто?"), "йынны?" ("что?") и "микынэк?" ("кем?");

распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, определять их роль в речи, наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах;

различать глаголы в тексте, распознавать глаголы настоящего времени;

составлять предложения со словами "ыннэн" ("один"), 00001043.png ("два"), 00001044.png ("много");

различать предложения по цели высказывания и по интонации;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога.

48.10.5. Предметные результаты изучения родного (корякского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного (корякского) языка, устанавливать последовательность событий в тексте;

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;

выделять в слове приставку, различать приставки по значению, образовывать однокоренные слова с приставками 00001045.png, 00001046.png, 00001047.png, находить слова с изученными приставками в тексте, вставлять приставки в слова на место пропусков;

распознавать сложные и парные слова;

различать формообразующие и словообразующие аффиксы;

наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи, подбирать синонимы к словам разных частей речи;

различать однозначные и многозначные слова, слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

проводить лексический и словообразовательный разбор;

различать местоимения в речи, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

находить прилагательные и существительные, образованные сложением основ, образовывать слова способом сложения существительного и прилагательного, определять роль имен прилагательных в тексте-описании;

называть особенности глагола как части речи (лицо, число, время);

выделять в предложении словосочетания, устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов, распознавать согласование слов между прилагательным и существительным в числе, существительным и глаголом (на практическом уровне);

находить главные и второстепенные члены предложения, различать распространенные и нераспространенные предложения.

48.10.6. Предметные результаты изучения родного (корякского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

определять значение незнакомых слов по контексту и с помощью словаря;

правильно списывать текст объемом не более 20 слов;

писать диктанты объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;

образовывать слова при помощи приставок и суффиксов, различать слова с различными приставками;

склонять существительные в абсолютном, творительном, местном, дательном, направительном, продольном, исходном падежах, различать существительные в творительном падеже, в роли подлежащего;

различать качественные и относительные прилагательные;

различать формы глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени, спрягать глаголы в настоящем времени;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

переводить с русского языка на корякский слова, наблюдая за русскими существительными, не имеющими формы множественного числа, сравнивать подобные слова в двух языках.